Все статьи

Акмеология: изучение неосознаваемых физических и психологических резервов человека

19 мая 2016
2129
Процесс актуализации неосознаваемых резервов человека чрезвычайно сложен: ведь актуализация предполагает нахождение этих скрытых для сознания человека резервов. А чтобы обнаружить их, необходимо всестороннее (комплексное) изучение индивида, что и является одной из главных задач науки акмеологии, оформившейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Предметом, вокруг которого концентрируются акмеологические знания и исследования, можно обозначить следующим образом: это объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином «акме». Реализация неосознаваемых резервов человека способствует достижению «акме», поэтому данный вопрос является актуальным.

В достижении своих задач акмеология использует следующие подходы: комплексный, системный, субъектный и психосоциальный. Каждый из них с разных сторон изучает и освещает развитие человека, что способствует наиболее точному прогнозированию его дальнейшего развития в личностной, социальной и профессиональной сферах.
Из принципов акмеологии в рамках данного вопроса психологов больше всего интересует принцип потенциального и актуального, развитый в трудах исследователя Рубинштейна и ориентированный на выявление скрытых резервов человека. В связи с этим ученый предложил термин «имплицитность» - неиспользование, которое объясняется тем, что обычно человек ищет более легкие пути самореализации и не пытается полностью задействовать свои интеллектуальные и физические возможности. Сложность вопроса определяет широкий круг используемых акмеологом диагностических методов: это тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и даже эксперименты. Благодаря всесторонней диагностике человек получает наиболее полное представление о своих способностях, о собственной индивидуальности, о характерологических особенностях и нравственных качествах, о своей личностной и профессиональной направленности и так далее. Так, с помощью специалиста-акмеолога каждый из нас может узнать о наличии неосознаваемых до настоящего времени резервах, которыми мы можем управлять в целях повышения творческой активности и интеллектуальной продуктивности. Когда человек больше понимает себя и осознает собственные возможности, он начинает учиться управлять ими (сначала это делается под наблюдением акмеолога), и со временем приходит к такому уровню самоорганизации, при котором строит свою жизнь так, как запланировал он сам (а не «плывя по течению» и находясь в зависимости от различных стереотипов и чужого мнения). Более полно реализуя свой внутренний потенциал в различных областях деятельности, человек обретает большую уверенность в себе, а также становится более здоровым как психически, так и физически. Стоит отметить, что психическое здоровье представляет собой состояние благополучия, при котором человек может справляться с обычными жизненными стрессами, вносить вклад в развитие общества и реализовывать свой потенциал, а последнее во многом является следствием актуализации неосознаваемых человеческих резервов. Подводя итог данному вопросу, хочется сказать, что если каждый будет стремиться осознать и использовать свои внутренние резервы, то социальная, профессиональная и культурная ситуация изменится. Ведь жизненная устойчивость и наиболее полная самореализация – важные жизненные цели, достижение которых делает человека счастливым.

Люди уже давно заметили связь между успешностью и состоянием человека, - достаточно вспомнить известную поговорку: «Было бы здоровье, остальное приложится». Действительно: если человек физически здоров, то даже без наличия в его жизни ярких позитивных событий он чувствует себя хорошо, испытывает радость и делится с окружающими хорошим настроением. Психическое здоровье базируется на ощущении спокойствия и внутренней гармонии: человек не мечется в мыслях, уверен в себе, пребывает в приподнятом настроении, открыт и дружелюбен по отношению к окружающим. Интересно отметить, что часто одно здоровое состояние человека влияет на другое: например, оптимист, ставящий перед собой задачу улучшить свое физическое состояние, зачастую добивается успеха (здесь можно вспомнить случаи «чудесного» выздоровления безнадежных пациентов, которые психологически позитивно настроили себя на излечение). Тот же принцип действует и в обратном направлении: как правило, физически здоровый человек, реализующий собственные потребности, чувствует всю полноту жизни, получает удовольствие от ее разнообразия и, таким образом, приумножает ощущение внутренней гармонии, способствуя развитию своего психического здоровья. Пример из жизни: моя знакомая Светлана (назовем ее так) очень любила активный образ жизни (туристические походы), но с рождением дочери пришлось посвятить себя домашним обязанностям. Светлана была обескуражена тем, насколько резко и бесповоротно изменилась ее жизнь: из-за невозможности выезжать на различные мероприятия и лично общаться с друзьями она ощущала тревогу и собственную невостребованность, которые со временем переросли в апатию ко всему происходящему. Ее ожидания счастливого материнства и возможности продолжать вести прежний образ жизни разбились о требования реальности, и осознание этого происходило тяжело. Даже когда дочка пошла в садик, Светлана не могла уехать на встречу с друзьями, ведь они происходили на природе далеко за городом и зачастую длились не один день, поэтому участие с ребенком было проблематично. Однако, посоветовавшись с мужем и приложив определенные усилия, девушка нашла выход: она устроилась на работу с периодическими выездами, продолжая вести активный образ жизни с пользой для семейного бюджета. А когда дочка немного подросла, супруги стали совершать совместные выезды на природу, встречаясь со своими старыми друзьями. На этом примере видно, как наличие физического здоровья, направленного в нужное русло, способствует восстановлению здоровья психического (у Светланы появилось ощущение большей свободы и собственной востребованности, которые способствовали обретению психологического равновесия).

Если же говорить о нездоровье, то физически немощный человек не только не может продуктивно работать, но даже не в состоянии взять на руки ребенка, а уж говорить о том, что психические расстройства чреваты самым широким спектром проблем, излишне. Здесь действует тот же принцип, когда плохое психологическое состояние приводит к физическому недомоганию (психосоматика от легкой формы до тяжелого заболевания). Я знаю случай, когда у физически и психически здоровой девушки умер самый близкий ей человек – бабушка. Анна (назовем ее так) не смогла выйти из затяжной депрессии, которая переросла в пренебрежение к своему внешнему виду и любой самостоятельной деятельности. Процесс горевания происходил настолько тяжело, что, несмотря на наличие поддержки со стороны своего мужа и наличия маленького сына, Анна стала плохо питаться, перестала следить за собой, и в результате заболела вирусной ангиной, попав на операционный стол.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическое или психическое нездоровье не могут способствовать достижению наивысшей точки развития человека. Однако, не все так просто, ведь каждый человек – здоровый или нездоровый физически или психически – так или иначе когда-то достигает вершины своего развития. И поскольку время выхода на уровень "акме" человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности часто не совпадает, акмеология как раз изучает прошлое и настоящее физическое и психическое состояния человека с целью выявления дальнейших закономерностей развития его жизнедеятельности.