Все статьи

Как выбрать психолога: частный специалист, психологический центр или интернет-портал

25 февр. 2021
104

Интернет-портал с базов специалистов гораздо удобнее, чем сайты отдельных специалистов или психологических центров. Многие из них есть на портале, а их прайсы регулируются конкуренцией. На сайте можно посмотреть отзывы, узнать ответы специалиста.

Желание обратиться к психологу может "тормозиться" необходимостью найти подходящего специалиста. Иногда посоветовать, к кому обратиться, просто некому, а бывает, что знакомых своих знакомых (тем более, родственников) нет желания посвящать в свои проблемы. Тогда придётся делать выбор между тремя форматами при поиске: искать частного специалиста, психологический центр или пользоваться специальными интернет-порталами (агрегаторами).

Частный психолог

Некоторые признаются, что обращаться к специалисту, найденному на просторах интернета, без личной рекомендации не стали бы. Такое же нежелание обращаться бывает и в оффлайне: "страшно" зайти в кабинет психолога, ориентируясь на одну лишь табличку "психолог". Однако, частной практикой занимаются и те психологи, работающие в государственных и частных центрах, и профессионалы, которые ушли из них "в свободное плавание".

Что нужно учесть при выборе частного психолога:

  • Его "образовательный бэкграунд": выложена ли информация о базовом образовании, специализации;
  • Его "практический бэкграунд": работа в частных центрах, в государственных;
  • Состоит ли в профессиональных сообществах (есть ли членство);
  • Есть ли признание / непризнание его методов у коллег, приглашения обучать, преподавание в учебных заведениях;
  • Как часто специалист повышает квалификацию.

Минусы выбора частного психолога на его сайте (странице в соцсети):

  • Нет критериев сравнения;
  • Сумма за приём может быть любой, ничем не ограничена;
  • Может не быть реальных отзывов.
Психологический центр

В центре собираются различные специалисты, как правило, с разным направлением работы. Некоторые работают с зависимостями, кто-то использует гештальт-терапию, кто-то специализируется на детской психологии, детско-родительских отношениях. Бывают и спортивные психологи, а так же работающие больше с бизнесом. Иногда психотерапевты устраиваются в психологические центры потому что понимают, что "раскрутка" и реклама юридического лица может быть более эффективна. Тогда не вся прибыль идёт им, зато им не требуется заниматься достаточно сложной деятельностью — продвижением услуг.

Что нужно учесть при выборе психологического центра:

  • В центры могут быть набраны сотрудники не такого высокого уровня, как "лицо" компании (им нужно меньше платить);
  • Часто такие компании формируются вокруг людей с харизмой, который могут быть действительно высокослассными специалистами, а могут ничем не уступать менее известным персонам;
  • Хороший центр должен дорожить своей репутацией;
  • Если не подошёл один специалист — можно попросить заменить его в том же центре.

Минусы выбора психологического центра:

  • Цена может быть и выше, чем у частного психолога, ведь нужно часть денег отдать центру;
  • Форма "психологический центр" может не гарантировать ничего, если это только сайт в интернете, а не юрлицо;
  • В целом минусы такие же, как при выборе частного специалиста.
Агрегаторы (интернет-порталы) с базой психологов

Известные ресурсы, такие как «У Психолога», существующие несколько лет, могут иметь большую базу специалистов. Это и частные практики, и сотрудники различных психологических центров, и государственных учреждений. Можно осуществлять поиск по базе, ориентируясь на проблему, договариваться о сеансах, в том числе онлайн.

Что нужно учесть при выборе интернет-портала:

  • Время существования;
  • Количество зарегистрированных психологов, психотерапевтов;
  • Наличие раздела бесплатной психологической помощи в виде чата, где можно оценить ответы специалистов;
  • Есть ли возможность выбора по городам;
  • Есть ли возможность поиска по проблеме (страхи, гиперактивность, развод и т. д.);
  • Есть ли возможность поиска по количеству лет практики;
  • Есть ли какие-то рейтинги для оценки.

Интернет-агрегаторы хороши тем, что можно осуществлять поиск по цене. Так как складывается рынок, то прайс специалистов регулирует конкуренция: если цены выше среднего, то будет меньше клиентов, если цены пониже, то будет людей побольше.

Минусы выбора интернет-портала:

  • Ничто не может дать 100% гарантии, что подойдёт выбранный специалист, это зависит от многих факторов;
  • Обширная база психологов может привести к откладыванию выбора.

Если у человека и так проблема с тем, что он не может сделать выбор — нужно решиться сделать шаг. Для этого нужно выписать список из 5 понравившихся психологов и выписать для каждого плюсы и минусы, которые на данный момент видны при обращении к этому специалисту.

Например:

  • Альбина А. :
  • Большой опыт работы с семейными парами+ 1, находится в том же городе, можно прийти очно+1, понравилось, как ответила на вопрос посетителя портала про брак+1, стоимость услуг дороже, чем я рассчитывала -1, итого 2.
  • Дмитрий В. :
  • Есть желание поработать с психологом противоположного пола+1, ведет интернет-канал про разводы+1, стоимость услуг ниже, чем я рассчитывала+2, итого 4.

При одинаковых баллах можно выбрать того, кто быстрее откликнется.

Таким образом, интернет-порталы с базой психологов — это оптимальный вариант для поиска специалиста. На них регистрируется большое количество специалистов, занятых и частной практикой, и в психологических центрах, и работающих в учреждениях. По ответам на вопросы пользователей можно оценить их подход, взгляд на проблемы. Едина информационная конкурентная среда сайта позволяет "держать" уровень цен на определённом рыночном уровне, что важно для клиента.