Все статьи

Возбуждение. Травма. Пути разрядки

04 янв. 2016
1074
P. S. Пациент отличается от других хорошей адаптированностью (не случайно Мак Дугалл называла их «нормопатами»), конформностью (идущей из желания получить любовь и одобрение групп, общества), стереотипностью, однообразием; они испытывают постоянное напряжение, находятся в хроническом состоянии стресса, у них обнаруживается быстрая, несоразмерная с проделанной работой утомляемость, хр усталость; они репрессируют (подавляют) свои чувства («репрессия – вытеснение для бедных», подразумевается бедность психического аппарата); у них редкие и скудные сновидения, фантазии, грёзы. Ни в его внешнем облике, ни в его поведении, ни в речи не проглядывает никакая безуминка. Никакого сумасбродства, никакой безуминки, никаких намеков на перверсию. «Греху здесь места нет» (К. Смаджа), настолько п. С. Пациент «правильный» и упорядоченный.

Он мало чем отличается от других.
«Ничего так не напоминает оператуарногопациента как др о. П. » (К. Смаджа).
У некоторых из них отмечается гиперактивность, которую следует отличать от маниакального возбуждения хотя бы тем, что повышенное настроение, как и ускоренные движения и речь, характерные для мании, отсутствуют.
Каждый человек функционирует иррегулярно.
Обычно невротик, регрессируя, функционирует как пограничная личность, а прогрессируя, как гармоничная.
Пограничная личность часто в регрессе неотличима от психотической, у таких людей психотические срывы являются обычным явлением. При благоприятных условиях пограничная личность может функционировать как невротик. Важно, в связи с этим, различать уровни организации личности и уровни функционирования личности.
Поскольку каждый из нас функционирует нерегулярно, то временами мы тоже функционируем как п. С. Личность и/или становимся оператуарными.
Не каждая п. С. Личность является оператуарной. Оператуарность - это крайнее проявление психосоматического функционирования.
Когда мы становимся такими же, как все (конформной биомассой, полуроботами, говорящими штампами типа "всё, что не делается, к лучшему", "так должно было быть", "мир прекрасен", "информация к размышлению", начинаем одеваться серо и малозаметно), мы заболеваем тяжелыми соматическими заболеваниями.
Почему?
Потому, что стирание психической деятельности, а вместе с ней и креативности, исчезновение уникальности, нивелирование индивидуальных особенностей и черт характера говорит о том, что 1-й, психический путь, затоплен, выведен из строя и поэтому психика более не в состоянии защититьтело от всевозможных поражений.
Остаются поведенческий путь и соматический.

Все ли соматические симптомы можно назвать психосоматическими?
Принято различать соматизации и конверсионные соматические симптомы.
Соматизация и конверсионные соматические симптомы Не одно и то же!
Соматизация - плод 3-го, соматического пути, а конверсионные симптомы - 1-го, психического.

Конверсионные соматические симптомы разнообразны, уникальны, с безуминкой, и не случайно, а потому, что они созданы психическим аппаратом. Механизм образования истерических конверсионных симптомов хор известен: появляется невыполнимое, запретное агрессивное или инцестуозное сексуальное желание. Срабатывает защитный механизм (невротический) в виде вытеснения, благодаря которому невозможное, запретное желание попадает в бсз. При неудачном вытеснении остается симптом как компромиссное образование. Если во время анализа удается найти бсз смысл этого симптома (вытесненное желание), от симптома можно избавиться. Психаппарат создал симптом, правда, важно обратить внимание на то, что если при неудачном вытеснении остаются не психические (в виде фобий, навязчивостей), а соматические симптомы, то это говорит о том, что психический аппарат (1-й путь) полностью не справился, поэтому был задействован и 3-й, соматический путь.

Соматические симптомы и болезни, наоборот, появляются из-за немощи психаппарата, вплоть до его полного выведения из строя. Поэтому психосоматические пациенты так похожи друг на друга и нет в них даже намека на вычурность, неординарность, безумие.
Царит оператуарность и синдромность.

У пациентов наблюдаются одни и те же симптомы и синдромы. И внешне они становятся похожими друг на друга, потому, что то, что придаёт нам индивидуальность, душевная, психическая жизнь дремлет или отсутствует. Глаза - зеркало души, уже ничего не выражают, т к душа замерла, «отделилась от тела» и к ней нет доступа. Есть лишь тело, но и оно уже перестало быть эротическим [телом] и стало лишь местом боли и телесного страдания.

Душевные страдания переместились. Теперь вместо душевных переживаний, вместо душевной боли появилась телесная боль (как правило, психические страдания при соматизациях отсутствуют, есть лишь озабоченность своим состоянием).

Вторичная истеризация
Орган или функция органа может вновь стать эрогенной зоной в период наступления физиологического несексуального функционирования [соматизация появляется когда человек функционирует лишь на физиологическом уровне, когда его психический регистр временно заблокирован так, как если бы его вообще не было]. Пораженный или больной орган, изначально лишенный смысла, может быть позже инвестированным психически, и именно это придает ему ценность эрогенной зоны. Таким образом, ему прививается символическое значение. В случае вторичной истеризации соматический симптом прекращает быть «глупым» и наполняется смыслом, но эта, более поздняя инвестиция соматической патологии, слишком часто воспринимается как сама изначальная патология.