Все статьи

Работа со страхами и фобиями в направлении гештальт

06 апр. 2023
331

Сегодня хочу предложить Вам поговорить о страхах и фобиях. Откуда они берутся и что с ними делать.

Вообще, что такое страх? Зачем он нам нужен? И нужен ли вообще?

Все эмоции даны нам природой не просто так, они направляют нас, предупреждают или останавливают. В случае со страхом, он сигнализирует нам об угрозе жизни и помогает нам выжить. С другой стороны, страх может быть деструктивным, мешать нам, снижать качества жизни и лишь только ограничивает нас. Речь идет о навязчивых страхах, которые человек сам себе присвоил и теперь фиксирован на нем, везде ищет то, что его пугает. Большее количество страхов были усвоены нами из детства. Часто страх фиксируется при отсутствии компенсации после пугающего события.

Или же когда этот страх, наоборот, укрепляется встраиванием в семейную систему. Например, когда я боюсь, то получаю много внимания от мамы.

Если рассматривать эту тему с позиции гештальт направления, то здесь мы будем говорить о том, что страх идет в связке со значимыми, но не обязательно близкими отношениями.

Запрет на определенные эмоции в этих отношениях или невозможность выразить полноту переживания в случае травмирующего события. Происходит расщепление личности в данном случае участвуют такие защитные механизмы психики как ретрофлексия (вместо воздействия на окружающий мир и изменения обстоятельств, человек изменяет самого себя, совершает по отношению к себе действия, которые он хотел бы направить на другого) и проекция (человек присуще как-то качество которые он не хочет принимать, и он начинает проецировать на других людей). Например, дома не принимаются эмоции гнева. Но ребенок все равно испытывает злость и признать его не может. Ведь была установка - злиться плохо. Поэтому ребенок не признает в себе гнев и происходит расщепление чтоб защитить психику. Появляется монстр в шкафу или под кроватью. И теперь монстр-злой а я (ребенок) хороший. Я-то не злюсь это монстр злиться. Конечно, это все происходит на подсознательном уровне.

Рассмотрим подробнее на моем личном примере. Раньше я безумно боялась змей. Даже когда эта змея никак не угрожает, нарисована на картинке или в фильме. Как этот страх формировался-когда мне было где-то 5-7 лет, мы с мамой шли по улице. Вдруг мама увидела мужчину, прогуливающегося по улице со змеей. Мама закричала, схватила меня за руку и кинулась бежать. Я даже не поняла, что произошло, но очень испугалась. Когда ее спросила, что случилась она мне сказала, что был мужчина со змеей, а она дико их бояться. Я тоже испугалась, но испугалась маминой реакции.

Что происходит-мама значимый взрослый. Мама бояться змей-я тоже должна бояться змей. Так как ребенок идентифицируется со взрослым своего пола. Что бы быть как мама и сохранить близкие отношения, я тоже должна бояться того же что и она. Тогда это была адаптивная реакция.

Разберем этот страх сегодня. Нужно ли мне бояться змей чтоб быть в близких отношениях с мамой?

- Нет, так как я уже взрослая и могу найти другой способ чтоб сблизиться с мамой.

- Нужен ли мне этот страх вообще?

- Да, так как я не разбираюсь какая змея представляет опасность, а какая нет.

Но интенсивность страха уже снижается, так как это выходит из предсознательного в осознаваемое.

Теперь я просто буду их остерегаться при непосредственном контакте.

Конечно, можно рисовать свой страх или вылепить его, чтоб покантактировать с предметом страха. Но если работать только с симптомом и не идти в глубь корень для чего нам нужен был этот страх и как он зародился. Можно сколько угодно подобно сорняку срезать листья не трогая корень, но он будет давать новые ростки выдавая новые дезадаптивные стратегии.