Все статьи

Осторожно, секта!

11 янв. 2018
2908

Мой ребенок попал в секту, помогите!

Довольно часто приходится получать такие письма и звонки. Родственники и друзья ищут помощи в спасении завербованных в секту. Обращения эти всегда с пометкой «срочно», всегда очень встревоженные и эмоциональные. К сожалению, они почти никогда не переходят в конкретную работу. Однако запрос существует. Попробуем разобраться?

Что такое секта.

СЕ́КТА (лат. Sekta — школа, учение, направление) — термин, первоначально употреблявшийся для образования философских школ. Секта первых веков н. Э. — название религиозных групп и общин, отколовшихся от господствующей церкви в иудаизме, христианстве, др. Религиях, а также их учения. Секты имеют определенные, но исторически подвижные границы. Сначала это группы верующих, объединенных общностью взглядов и лишенных церковной иерархии, общеобязательных обрядов и догматов. Со временем многие Секты превращаются в церковно организованные религии. И т. д. (Гуманитарный словарь)

Фактически, порывшись в словарях можно понять, что секта – очень общее понятие, как например «школа» или «религия» (что переводится как путь к Богу). Христианство само сначала было сектой весьма жесткой и преследуемой, теперь с той же страстью готово преследовать других. А вот Буддизм – секта Индуизма – не преследовался и сам спокоен.

В Японии вся религиозная структура состоит из официальных и неофициальных сект. Думаю такой подход можно рассматривать как наиболее здоровый.

Что страшно?

Более точными и устрашающими можно считать понятия «тоталитарная секта» и «деструктивная секта».

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" А. Дворкина («главный российский специалист по сектоведению»), только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

В «список Дворкина» кто только не попал: и кришнаиты, и норбековцы, и экопоселенцы... ).

Тоталитарная секта, по определению Дворкина, - это «авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам».

Заметьте, что под это определение попадает невероятное число организаций, начиная системы общего образования...

Наше мышление и психика вообще тяготеют к тоталитаризму и, как бы страшно мы его не малевали, сами же ищем подчас.

Я предпочитаю использовать термин «деструктивная секта». То есть та, что оказывает разрушающее вредное действие на психику, личность, развитие человека. Это сравнимо с попаданием подростка в криминальную банду, например.

Обычно приводятся следующие признаки секты: наличие лидера («знающего истину»); наличие ритуалов, секретных вероучений; иерархия; жесткая дисциплина; избранность и фанатизм («есть только один правильный путь, и только мы его видим»); рано или поздно сектанты предлагают вкладывать деньги; уход из секты труден.

А теперь скажите: сколькими признаками из этих обладает ваша семья? Фирма? Общественная организация? Спортивная команда?

Мои признаки секты

Отсутствие телевизора. Да-да, не смейтесь. Именно так многие чиновники, особенно от образования ставят диагноз. «А где у вас телевизор? Как нет? Вы что, сектанты? ». Постоянно включенный телевизор (а лучше два или три) в доме обеспечивают мозг его обитателей постоянно мелькающими картинками, заполненностью без серьезной работы, усталостью. Это гарантирует то, что люди не будут искать истину, развитие и не попадут в секту. Хотя в случае перенасыщения возможен обратный эффект.

В тоталитарной секте один самый простой признак – проблема с чувством юмора.

Запрет на шутки, отсутствие анекдотов про лидера и адептов. Чем жёстче этот запрет, тем тоталитарнее секта. Знаете известную сентенцию: «встретишь Будду – убей Будду». Я использую менее трудную формулу: «встретишь Будду – посмейся над ним». Если он смеется вместе с тобой – Будда. По моим ощущениям и Иисус был веселым парнем (достаточно вспомнить первое из его чудес) и истинные христиане обычно с отличным чувством юмора. Мусульмане (вспомните хоть Насреддина) любители пошутить и посмеяться над собой, но не те радикалы, что порочат эту религию.

Таким образом. Первым делом можно проверить насколько секта тоталитарна и деструктивна, попробовав аккуратно посмеяться над ней. Только не повторяйте «ошибки» Салмана Рушди. Аккуратно!

Книга

Заметьте, один из первых признаков секты – это скорее наличие Книги, а не лидера. То есть лидер-то есть, но построение секты начинается именно с Книги. До этого это так, группировка. «Вы по Книге живёте? » - это более аккуратная формулировка вопроса «Вы в секте? ».

Почему же вопрос о Книге выпадает из дискурса о сектах?

Во-первых, потому что в нашей культуре книги ругать не принято. Людей – другое дело. Человека назовут жуликом, книгу – в крайнем случае - сказкой, выдумкой. При этом печатное слово имеет очень большое влияние.

Почтение к книге лежит, видимо в наших общих иудейских корнях. Христиане или мусульмане, иеговцы или анастасиевцы, однако, от Адама, Исаака и Моисея поклонение книге – один из древнейших культов. Он живёт в коллективном бессознательном, подпитывается даже атеистами.

Почему мы идём в секту

Секта пугающа зависимостью. Но важно заметить – ей же она и привлекательна. Дело в том, что зависимость – это патология любви и привязанности. Психологи уже несколько веков диагностируют тотальный дефицит любви и отклонения в формировании здоровой привязанности у Человека Цивилизованного. А привязанность (как вариант любви) – одна из базовых потребностей нашей души, да и тела.

Так же дело обстоит и с потребностью быть нужным, полезным. Часто этот пункт вызывает особое недоумение. «Как же, ведь у него семья, ребенок, родители старые, он всем нужен! А он бросает всё и к этим... , машину им отдал... ». Такое бывает. Каждый человек кому-то да нужен. Только всё запутано и непонятно. Это самое «всем нужен» часто приводит к срывам ввиду своей размытости, безграничности и безысходности. Человек не понимает зачем, не видит результата, не получает морального удовлетворения.

Секта – это упрощенная общность, построенная на одной доктрине. Здесь активно существует миф о так называемых «единомышленниках». Люди объединяются вокруг какой-то мысли (в разных трактовках), становятся единомышленниками. Это создает иллюзию взаимопонимания. А именно оно – понимание – и есть основной запрос дня сегодняшнего.

Убеждения – слово однокоренное с «убежище». Это защита от экзистенциального страха, страха жить, хаоса неопределенности, необходимости беспрестанного поиска и развития.

Кто я?

Принадлежность к секте это всегда про идентификацию.

Так уж мы устроены, что она нам всем нужна в разной степени психопатии. Идентификация это ответ на вопрос «кто я? », но это и защита от бесконечности и переменчивости этого ответа.

Сейчас мы истребили кастовость и сословность, с презрением относимся к профессиональному определению себя как инженера, рабочего или офисного планктона... Однако, мало кто готов удовлетвориться ответом Маугли: «я – человек».

В тоталитарные секты часто попадают люди, выросшие в тоталитарных семьях, привыкшие к требованию определенности и жесткому контролю. Они лишь меняют один на другой.

Бывает наоборот. Например, психологам известен тот факт, что среди яро и фанатично ищущих Бога и «правильный путь» больше всего детей, выросших без отца или обоих родителей. То есть, долго испытываемый дефицит границ и направлений может привести человека к зависимости от кого-то кто «точно знает».

Можно ли в этом случае помочь?

Думаю, помочь можно всегда. Точнее не помочь, а поменять ситуацию.

Одно условие: кто-то должен хотеть и быть готовым работать.

Если вы хотите «спасти» человека, то это или он (что вряд ли), или вы вместе (что оптимально) или Вы. Да-да. Никто не даст вам ключа от его головы, волшебного зелья или слов заговора (если кто и даст, то не психолог). Но мир голографичен. Это кстати признают практически все секты от официальных религий, до научных кругов. Точка сборки она абсолютно везде, только пазл не прост и многомерен...

Так что же делать?

1. Признать, что все мы, и я тоже, принадлежим к какой-то секте (а то и не одной). То есть я тоже следую какой-то школе, учению, имею представление об устройстве мира, божественном, путях совершенствования (или спасения). Если Вы адепт РПЦ, то Вы просто в доминирующей секте (достаточно проверить её по всем предложенным признакам). Если Вы – атеист, дарвинист, человек науки, коммунист, «как все»... - тоже самое.

Человек «попавший в секту» никогда не признает этого. Так начните с себя. Признайте: я в секте «такой-то», и беспокоюсь, потому что мой ребенок или близкий человек попал в другую. Точно также мы беспокоимся, когда кто-то попадает в непонятную нам (или кажущуюся понятной и чуждой) компанию.

Каким бы неотложным не казалось спасение другого, начать следует с того, чтобы определить свою секту, её отличие, жесткость. Разберитесь в своей секте и поймите в чем отличия.

Читайте и держите в доступном месте первоисточники. Невероятно мало людей прочли Тору, Ветхий и Новый Заветы, Коран. Все судят по отрывочным цитатам и трактовкам. А ведь как сказал мой знакомый грузин-еврей: «я удивился, узнав, разница похоже только в том, что у мусульман выходной в пятницу, у евреев – в субботу, а у христиан – в воскресенье. У издательства «Аванта» есть чудесная «Энциклопедия религий» - полезная книга для любой семьи.

Если Вас не устраивает то, как молятся Богу пятидесятники или протестанты, попробуйте вспомнить, что Иисус недолюбливал книжников и фарисеев и разобраться кто это.

2. Разберитесь, что собственно вас так тревожит? Обычно основных аспекта два. Один касается осознанности, второй - материальных ценностей.

Вот расхожие формулировки:

- секта разрушает сознание и подчиняет;

- он уже не может мыслить сам, а только повторяет, что ему сказали;

И другая часть:

- бросил институт, работу;

- продает вещи, машину, квартиру;

Здесь и начинается основная работа. Что значит «мыслить самостоятельно? ». За этим большой блок вопросов, понимания, работы и ещё раз работы.

Насколько те вещи или проекты, которые человек приносит в жертву своим убеждениям, принадлежат лично ему? Не является ли жертвование в секту своеобразной проверкой на право распоряжаться? Так дети часто ломают игрушку, проверяя, действительно ли она лично моя.

Конечно, если зависимый несёт уже из дома то, что не принадлежит лично ему, нужно ставить жёсткую границу. Но пока человек распоряжается своим имуществом, временем, будущим о вмешательстве надо хорошенько думать.

Однако, всё это индивидуально и в формат статьи больше не вписывается...

Профилактика

Больше чтения – очевидная профилактика попадания в деструктивную секту.

Важный навык – умение различать разные типы и оттенки текстов. Социологи недавно выяснили, что у наших «самых читающих людей» это проблема. Наш человек глотает всё подряд и порой не может различить рекламу и публицистику, агитацию и повествование. Молодые люди не умеют различать оттенки, интонации, оценивать критически. Школьный курс литературы, как не старается, не очень-то способствует. В семьях читают мало и потеряна привычка читать вместе, обсуждать прочитанное. А занятие это не только полезное, но и приятное.

Больше психологии!

«Не опоздайте изучением психической энергии. Не опоздайте с применением её. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос»- писал Николай Рерих. «Ни одного дня не забывайте, что всё ещё только предстоит узнать» - писал К-Г. Юнг.

Даже люди обращающиеся к психологу за помощью не хотят часто понять суть психологии, а она в познании собственной души, а не в манипулировании поведением.

Именно серьезный интерес к психологии, увлечение ей как исследованием Души рождает пространство, в котором убеждения – не пещеры, наглухо задвинутые камнями, а нечто вроде того, что суфии называют «стоянка».

Больше любви – это профилактика всех заболеваний от насморка до психоза. Больше любви разумной, дисциплинированной, внимательной.