Каждый год всё быстрее и быстрее. Почему? Куда делась это медленное лето детства, когда каждый день ощущается как насыщенный, и текучий как стихи Зульфикарова? Впереди каникулы, и это целых три месяца без школы, три месяца долгих прогулок и поездок на базу отдыха на Волге и на море, и к бабушке в тёплый и ароматный, как сад, южный город. Это старые и новые друзья и долгие с ними игры, и долгий, слишком долгий сон, на который так жалко времени. Всё замедленно, ярко и запоминаемо. А теперь лето пролетает как неделя. И поездок не меньше и уверенности несравнимо больше, и сам выбираешь, что и с кем делать. А лето пролетает как сон, и вот дожди в окно, и сад опадает, и январские вьюги, и снова весна и ещё более быстрое лето.
В чём же дело? Первое - это старение сенсоров и мозга, в целом, зрение и слух ослабли почти в два раза. Если вам 40, то вам нужно в два раза больше света на ночной дороге. То есть видим меньше, слышим меньше, да и думаем и запоминаем хуже. Возможно, скоро можно будет купить новые сенсоры, новую память и придать живости уму. Такой апгрейд мозга не за горами, но пока повлиять на это мы не можем.
Второе - новизна ушла, всё это мы уже видели, ничто не удивляет, а значит, не запечатлевается. Наш мозг настроен на новизну. Мы реагируем на новый стимул, он может быть или опасен, или съедобен. А старое и привычное не воспринимается, а проживается на автопилоте. Мы экономим ресурсы, узнавая, а не видя. Слишком много энергии и времени требует процесс видения, а не узнавания. В историях мы узнаем знакомые сюжеты, в картинках узнаем знакомые формы, в мелодиях перепевы старых мелодий. Всё уже было, а значит, узнали, отметили и убрали переживание как знакомое в архив. То есть видимый мир мы сжимаем, архивируем, убирая из него краски, вкусы и запахи и оставляем только слова пустые и быстрые.
Это не только возрастной процесс, это и процесс расширения вселенной, прежде всего информационной. Если хорошая книга или фильм в детстве были событиями, теперь их тысячи, и мы никогда не прочтём их. Если друзья в детстве ограничивались двором, классом, отрядом в лагере, дачным поселком, то теперь у тебя в сети нет ограничений для дружбы. И что же делать с этим обилием информации и связей? Понятно что - архивировать, сжимать до символов и цифр, теряя образ, медлительность и чувство. Мы оцифровали реальность, ушли из аналогового восприятия, ускорили на порядок время и потеряли его.
Главный вопрос - как назад разархивировать переживания? Вероятно, первый рецепт - не узнавать, а видеть. Не сводить новое к знакомому. Сосредоточиться на различиях и изменениях. Даже если мы идём мимо этого дома, он по-другому освещён, он немного облупился или что-то другое в окне справа. Помню, как я учился рисовать ветки. Нет ни одной одинаковой ветки, они все разные. Нет одинаковых людей, поэтому типология и диагностика, как инструменты узнавания и архивирования, тоже должны быть отложены в сторону. Нам необходима тренировка внимания, особенно внимания к деталям. Всё меняется каждый день. Нет, она не говорит мне то же самое, она каждый раз звучит иначе, её голос сегодня чуть другой, он всегда меняется. Нам важно развивать рефлексию если не каждого часа, то каждого дня. Может, стоит каждый день отмечать, что в нём было особенного, чтобы не сливались дни в пустые, лёгкие для архивирования недели?
Друзья, а какие Вы можете предложить рецепты разархивирования переживаний? Давайте попробуем прожить это лето как в детстве, чтобы три месяца не превращались в три недели или три дня. Или это утопия, и нам остаётся крутиться на этой карусели жизни всё быстрей и быстрей? Но нет худа, без добра. Подобное дервишское вращение не только вызывает тошноту, но и открывает нам пустотно-сновидную природу реальности. Ведь психическое архивирование возможно лишь в свободной от материи информационной вселенной.