Все новости

Про будущее... Наше и детей

01 нояб. 2017
323
Публикую без изменения. Очень близко мне как отцу. А Ваше мнение?

Ольга Шустицкая
Психолог, психотерапевт


Я совершила мужественный и ответственный поступок как родитель. Я окончательно разрешила старшей дочери не думать и забить на оценки, провалить, если случится, ЕГЭ, не поступить в институт. Я сказала, что буду любить ее всегда. И что для меня самое главное - чтобы она была счастлива, выбрав свой путь. Каким бы он не был для моего материнского тщеславия болезненным, я хочу, чтобы ее драгоценная и единственная жизнь была радостной от того, что она делает.

Тогда моя материнская миссия будет выполнена, я буду уверена, что это ее выбор и он ее устраивает.

После ее слов о том, что школа настаивает, что от оценок зависит будущее, что «Словно уже сейчас надо решить чем ты будешь жить», мне лично стало страшно.

Сколько раз вы слышали и сами говорили подросткам: «пора определяться, кем ты будешь», «не будешь хорошо учиться, станешь дворником», «нельзя плохо учиться - это скажется на твоем будущем»? Что мы делаем?

Мы сами запираем этих любопытных, жадных до нового детей на 10 лет в адок, лишаем их выбора, запрещаем мечтать, фантазировать, интересоваться, заставляя учить, зубрить, ставим рамки и ограничения, убивая все прекрасное. Мы заставляем делать непосильное - выбрать себе жизнь после того, как убили к ней страсть.

Я не знаю никого, кто бы сам в школе выбрал свое призвание, сам получил первое образование и потом бы работал по нему и - главное - получал бы от него удовольствие и кайф.

Мы, изувеченные школой, очухиваемся годам к 30-40 и судорожно восполняем утраченное, разрешая себе хотеть, желать и идти своим путем.

Последнее время приходится много думать (хотелось поставить точку и был бы ироничный заход, но нет) об образовании и дальнейшем его применении в жизни, глядя на обучение детей.

И я очень негативно отношусь к нашему образованию. 10 лет уходят впустую, годы, в которые идет самое активное впитывание, запоминание - превращают в тупое заучивание. Гибкость мозга - в костенелость. Творчество - в неврозы.

Оценочность. Зачем это вообще? Чему она должна научить? Кто аккуратнее напишет и отступит правильное количество клеточек - тому 5. Это чему научило меня? У кого аккуратнее почерк - тому 5. А это чему учит? Сочинение по Войне и миру - полет фантазии и собственных рассуждений - не годится, не ту мысль уловил в романе. Как, ты не любишь Пушкинанашесолнышко?! Двойка! Неправильно решил задачу - и? Чему меня научит двойка? А тройка - этакая - нууууу, слаааабенько?

Оценочность вызывает только страх отвержения, каким я буду для родителей/учителей/одноклассников, если получу двойку? Если не сдам экзамен и не поступлю в институт? Знания не могут быть оценены, они либо получены, либо нет.

Получение разнообразных и обширных знаний, умение ими пользоваться - вот главное, что должен получить ребенок на выходе, а не умение заучивать и пересказывать главы из учебника.

Я думаю про то, что неправильно построенная система губит весь интерес к обучению, к получению нового опыта. Дети ненавидят школу, боятся учителей, стрессуют от участия в учебном процессе (ответы у доски, оценки), врут родителям.

Чудесных десят лет жизни омрачнены и вычеркнуты, тогда когда могут быть полезными и радостными.

Я против тех сроков изучения предметов, которые есть. Например, зачем изучать русский язык и математику 10 лет? Честно, мои знания этих предметов, несмотря на 2 высших образования, находятся на уровне начальной школы. И я не считаю, что за все мои 40 с лишним лет мне это в чем-то помешало.

А физику и химию по 4-5 лет? Я не помню ничего из этих дисциплин, и не представляю ситуацию, когда мне эти знания вдруг бы понадобились в жизни.

Физкультура, музыка, рисование в том виде, как сейчас, - категорически нельзя, особенно с оцениванием. Можно же все это заменить творческими занятиями или спортивными секциями по интересам.

На мой взгляд, вообще есть куда более нужные и интересные знания для жизни, изучению которых стоило бы уделить внимание, помогая детям определить интерес в чем-то.

Я бы внесла изучение философии - год, например. Год - психология. Год или два - изучение астрономии. Год- два на историю искусств, даже бы год на историю религии (не от рпц). По году на биологию, зоологию и анатомию. Экономика, програмирование, smm - обязательно. Обязательно логику. Единственное, что вижу возможным изучать все 10 лет - литературу: много и разной от Гомера до Исигуро (именно и только чтение литературы расширяет кругозор и словарный запас, помогает работе фантазии и становлению грамотности речи) и иностранные языки. Все!

А какие предметы упразднили бы вы? Какие бы добавили? И доживем ли мы до реформы образования?