Все новости

Кто кому принадлежит? Гендерные мифы и революция сознания

22 нояб. 2017
344
В новом сериале про Троцкого есть красивая сцена, где его будущая жена позирует перед художниками обнаженной. На ее слова, что "наверное Вы меня осуждаете", Троцкий возражает: «вовсе нет, в мире, который мы построим после революции, женщина будет сама выбирать кому принадлежать». Я заметил эту фразу и подумал, проникая в замысел сценаристов-мужчин, герой так и за внимание мировой революции сражался, желая чтобы выбрала его, ведь он же лучше.

Но моя внимательная знакомая заметила в этой фразе больше смысла – получается, что свобода женщины в этом новом мире исчерпывается выбором кому из мужчин принадлежать. То есть мужчина остается господином, которому женщина принадлежит и принадлежать себе она не может.

Это действительно очень мужской взгляд. Мы мужчины и правда фантазируем, что женщина нам принадлежит, а если не нам, то кому-то другому. А многие мужчины еще и фантазируют о том, что сами выбирают женщин, то есть за них определяют, кому им принадлежать.

Но выбор, как и среди животных, значимо чаще делает женщина, а мужчина лишь может показать свои сильные стороны, чтобы выиграть в этом выборе. Почему мы не допускаем идеи, что мужчина принадлежит женщине не в меньшей степени, чем она ему? Что женщина может чувствовать, как мужчина зависит от нее, и она за него отвечает. Помните анекдот, где крестьянка вспоминает, чего же она не сделала: "воды принесла, свиней и кур покормила, корову подоила. Ой у меня же муж не е... Ый".

Идея принадлежности тесно связана в мужском сознании с эгоцентрической фантазией первичного всемогущества. Если мама мне дает грудь – это потому, что я этого хочу – ведь она мне принадлежит. Вторичное всемогущество - это когда великая богиня-удача дает мне грудь, потому что я заслужил ее любовь своими героическими подвигами. Заменить оба эти мифа на то, что она дает мне, потому что ей этого хочется или из сострадания, болезненно и страшно.

Такая идея подразумевает существование другого как независимого субъекта, а не объекта привычной сексуальной фантазии (садистической или мазохистской), где другой играет лишь роль объекта. Отказаться от идеи принадлежности - важный шаг на пути настоящей свободы и любви. Вспоминается Эрих Фром с его радикальным выбором "иметь или быть". Восприятие другого через призму принадлежности (я принадлежу ему или он мне, или как ужасно,