Важной целью психотерапии является облегчение страдания. Чтобы понять, как облегчить, важно понять, как мы его утяжеляем. Алхимики хотели превратить тяжелый свинец в лёгкое золото. Но как быть со свинцом депрессии, как её трансмутировать в глубину сочувствия?
Гриндер, автор НЛП, писал, как с помощью номинализации мы утяжеляем жизнь, превращая процесс в объект. Так, например, процесс горевания мы превращаем в объект – горе. Чтобы отличить объект от номинализации он предлагал проверить, можно ли его положить в тачку. Если можно – объект, если нет – номинализация. Тогда психотерапевт, следуя предлагаемой Гриндером Метамодели превращает, точнее возвращает номинализацию в процесс. Для нас важно понять, что это не превращение, не фокус, не подмена реальности, а возвращение к его истинной сути. А как раз буквализация и материализация и являются подменой, производящей тяжесть. У Гриндера это было возвращение от поверхностной структуры речи к глубинной. Возвращение утраченного на поверхности контекста.
Когда Гриндер рассказал этот прием Грегори Бейтсону, тот спросил: «А я – это номинализация?» «Нет, Я - это местоимение» - как настоящий отличник ответил Гриндер. И только много позже понял глубину вопроса Бейтсона. Я - это главная номинализация. Здесь очень важно понять, что Я - это процесс, а возможно даже совокупность разных процессов. Упрощая и номинализируя эти процессы, называемые Я, до субъекта, подобного объекту, я тоже создаю тяжесть бытия. Я не только делаю тяжёлым объект, материализуя, я утяжеляю субъект.
Значит, чтобы трансмутировать свинец тяжести, необходимо превратить объекты и субъекта в процессы. Вернуть страдающему от тяжести пациенту процессуальное восприятие, например, как это делает Арни Минделл, следуя даосской мудрости. Но можно пойти и дальше, понимая, что большая часть страданий и создаются материализацией или буквализацией как себя, так и объекта.
Здесь мы прямо двигаемся к пониманию буддистской практики как психотерапии. В ней чётко намечены пути этой дебуквализации восприятия. Путь ощущения пустотности и иллюзорности любого объекта как абстрактно выделенного, их неразрывности, мира, состоящего из пустоты сил и взаимодействий. Путь понимания способности ума создавать и растворять любую мысль и форму. Путь понимания неразрывности связи между наблюдателем и наблюдаемым. Так мы двигаемся к дематериализованной, связной и зависимой от состояния сознания картине мира. В этой картине мира лёгкость восприятия так же естественна, как сопричастность и чувствительность. Потому что дебуквализация и связанная с ней лёгкость неверно ассоциируется с витанием в облаках и потерей сострадания. То есть в тяжёлых состояниях мы материализуем и утяжеляем переживания, сжимая пространство в чёрную дыру замкнутой в себе депрессии.
Депрессия часто понимается как уход в потерю чувствительности и контакта с миром, чтобы не переживать невыносимых страданий. Как предельное затаивание животного в ужасе уничтожения, когда все процессы затормаживаются. В психотерапии важно раскрытие языка, сознания из ограниченного, предельно сжатого ядра страха и подавленности в свободное пространство дематериализованной лёгкости. То есть чем больше сжатия, расщепления на эго и объект, тем больше тяжесть и потеря чувствительности. Чем меньше буквальности, соединения субъекта и объекта, тем больше лёгкости и чувствительности. Думаю, буддистская дебуквализация противоположна буквальности экзистенции, в которой человек отделён от остальных и пребывает в отделенном и конкретном страдании. Но такое расширение пространства возможно, если сам терапевт свободен, а, следовательно, в нём достаточно тепла любви для превращения льда ужаса сжатия в воду сочувствия и принятия. А что вы думаете про эту непростую тему?