Все новости

Два типа брошенности – жертва и крикун

16 февр. 2018
1272
Когда наша базовая потребность в заботе, тепле и еде недостаточно удовлетворяется, происходит фиксация оральной стадии развития. Говоря языком предлагаемой нами модели семи базовых комплексов, формируется комплекс брошенности. В его ядре - вечно голодный ребенок, плачущий и зовущий не приходящую мать. В худшем случае, уставший плакать и звать и погрузившийся в наркоз депрессии.

В том, как оральная структура характера описывается Стивеном Джонсоном, ребёнок рано потерял заботу мамы в результате её смерти, тяжёлой болезни, депрессии или отъезда. Причём, и это здесь существенно, не смог обрести этой мамы в окружающих и в результате вынужден был выживать, значимо подавив эту потребность в заботе. Возник характер предельного минимализма с неспособностью получать что-то от мира.

Понятно, что внутри, в ядре осталась грандиозная и неудовлетворенная потребность в любви как заботе и такая же накопленная, в результате этого неудовлетворения, злость. Навыки заботы о себе не сформированы через подражание заботливому объекту. Брошенный плохо себя кормит и часто колеблется между булимией или анорексией, плохо себя одевает и не знает, когда отдохнуть. В результате - постоянные болезни. История болезней брошенных объёмна ещё и потому, что попадание в больницу - единственный допустимый способ получить конкретную и легальную заботу. Потребность в заботе может удовлетворяется, в основном, в форме заботы об окружающих. Буквально заботясь о созависимом другом, брошенный как будто получает заботу. Редкие периоды такой отчаянной заботливой мании истощают последние ресурсы, и происходит провал в депрессию. Более негативный способ удовлетворения и отыгрывания глубоко запрятанной агрессии - это моральный мазохизм и тотальная идентификация с жертвой.

Так выглядит мрачная картина голодного ребёнка, застрявшего на оральной стадии. По сути, дальнейшая жизнь - это воспроизведение жертвенного смирения и депрессивного колебания на границе жизни и смерти, где забота всё равно не доступна.

Но что если архетипическая энергия жизни была сильнее, а травма брошенности не настолько длительна и тотальна? В этом случае ребенок продолжает плакать и таки находит, в конце концов, того, кто обратит на него внимание и накормит заботой. Возможно, эта забота будет не достаточно эмпатична и полна. Но тогда можно найти ещё кого-то кормящего. И, как ласковый или просто очень требовательный телёнок, сосать двух или более маток. Тогда потребности не подавляются так сильно, депрессивная установка не формируется. Подкрепляется необходимость плакать долго и громко, пока забота не будет получена.

Если в первом случае возникает глубокое убеждение, что заботу ни от кого не получить, сколько ни ори, и нужно просто попробовать как-то выживать самому. То здесь сохраняется не только ощущение, что мне все должны, но и возможность так или иначе эту заботу получить. Голод внутри всё равно остаётся, но появляется возможность частично его удовлетворять, используя других. Так комплекс брошенности смещается от депрессии к пограничной структуре и комплексу зависимости. Плачем можно вызвать в другом вину и что-то получить, по-другому не выживешь.

То есть крикун, в отличие от жертвы, научается получать от мира довольно много. Но если вовремя забота не была получена, всё равно много её не будет. Так формируется жадность, не в смысле удержания ресурсов как в анальном характере, а в смысле прорвы, требующей ещё и ещё благ. То есть возникающие блага (богатство, слава, отношения) как будто проваливаются в бездонную дыру, не наполняя такого голодного крикуна. Он плачет и просит ещё. Ещё благ, ещё успеха, ещё секса, ещё лет жизни.

То есть потребность в получении заботы не заблокировалась, как в случае жертвы, но не удовлетворилась настолько, чтобы не чувствовать постоянного голода. Можно ли тогда именно здесь провести границу между брошенностью и зависимостью? Да, крикун ближе к зависимости, чем жертва, которая считает, что получить ничего невозможно, и меня используют и бросят, поэтому можно рассчитывать лишь на себя. Да, зависимый, как и крикун, уверен, что только с другим он может быть счастлив, только от другого зависит его благополучие и состояние. Но он значимо больше интересуется проблемами, запросами другого, проявляя эмпатию. Крикун так нуждается, что ему не до эмпатии, как и жертве в её отчаянной заботе. Его потребности бесспорно на первом месте. Пока он не удовлетворит свой внутренний голод, научившись удерживать и переваривать полученное, он будет продолжать оставаться в плену комплекса брошенности.

Но, как мы знаем из пирамиды потребностей в любви, если эта потребность не удовлетворена, то и следующие будут не удовлетворены. Поэтому неслучайно Шапиро находит плачущего ребенка в истерическом комплексе Кассандры (в нашей модели - комплекс драмы). Действительно, крикун часто становится певцом, артистом, требующим внимания и заботы, как это замечательно описано у С. Джонсона в разделе «Песня орального характера». А К. Аспер находит брошенного за маской нарцисса. В нашей модели за неполноценностью тоже может скрываться брошенность, трансформированная всемогущим контролем в идею «меня бросают, потому что я дефектный и неполноценный». Даже за комплексом порядка мы можем увидеть анальное удержание ресурсов заботы вместе со смещением этой заботы на заботу о порядке, в заботу о внешних объектах или своих мыслях. (Но всё же чаще в ядре комплекса порядка прячется отшельник и власть с их страхами, базовым недоверием и жаждой власти и контроля).

Значит, каждый из этих комплексов (зависимости, неполноценности, драмы и даже порядка) может регрессировать в стрессе, близких отношениях или терапии к стадии любви, как заботы, или комплексу брошенности. Тогда и проявится жертва или крикун. Конечно, и крикун может регрессировать к жертве, а жертва, в результате терапии, эволюционировать в крикуна. Более того, крикун часто эксплуатирует тему жертвы, играя жертву, чтобы получить больше внимания и заботы окружающих.

Надеюсь, это разделение комплекса брошенности на две формы или две стадии (жертвы и крикуна) может быть практически полезным как для психотерапевтов, так и для всех, кто интересуется характерологией и психологическими комплексами.

А что вы думаете, коллеги, и все, кому эта тема показалась близкой? Пишите в комментариях ваши наблюдения, примеры и замечания.