В поисках общих мифологических параллелей сна, вспомнил Снежную королеву из Нарнии, которая превращала непокорных жителей в ледяные скульптуры, украшавшие двор её замка. Конечно, за этим образом прячется Медуза Горгона, встретив взгляд которой ты превращался в камень. Персей смог её победить, воспользовавшись щитом как зеркалом.
С зеркала тролля, искажающего мир, начинается и «Снежная королева» Андерсона. Именно осколок этого разбитого зеркала попал в глаз и сердце Каю. От этого из тёплого и доброго друга Герды он превратился в холодного и вредного нарцисса. Андерсен - певец комплекса неполноценности, и «Снежная королева» - точное описание как динамики развития, так и терапии этого комплекса. Кусочек зеркала тролля делает сердце Кая холодным, как лёд, а глаз - обесценивающим и идеаллизирующим. Именно эта идеализация приводит его в ледяные чертоги Снежной королевы. У её прекрасного холодного трона складывает он волшебное слово «вечность». Так в ядре комплекса неполноценности мы можем найти травмированное осколком искажающего зеркала замерзшее сердце.
Какое же зеркало разбилось? Откуда взялся этот осколок, так напоминающий осколки льда. Это зеркало ледяного образа самой Снежной королевы – архетипического образа холодной матери. Возможно, это происходит, когда ребенку не хватило тёплого восторга матери. Восторга, обычно сопровождающего каждый шаг его развития. Если даже твоя хрупкость и нелепость воспринимается с восторгом, ты учишься принимать себя таким, как есть. Такой восторг подменяется тревогой, когда мать и остальное окружение ждут от него слишком много, и когда ребёнок для них в чём-то недостаточно, а в чём-то слишком. Недостаточно умный или слишком умный, недостаточно красивый или слишком, недостаточно активный или слишком. Тогда на сцену выходит ледяное зеркало Снежной королевы. Мы подавляем свою теплокровную и нежную суть, заменяя её идеальной картинкой - замёрзшей скульптуры.
В терминологии Калшеда, травма нехватки эмпатии приводит к архетипической защите. На помощь нашему выживанию приходит архетип Снежной королевы. Она превращает нас в ледяную скульптуру, чтобы не чувствовать стыд за собственную беспомощность и несуразность. И мы вечно прикованы к красоте ледяных чертогов, защищающих и одновременно заставляющих нас замереть. Так, фотограф раньше предлагал нам замереть, чтобы кадр не смазался. Этот фотограф живёт внутри нас, заставляя замораживать свою жизнь в угоду инстаграму. Этого фотографа зовут комплекс неполноценности. Он говорит нам: жажда ничто, а имидж - всё, превращая всех в ледяные скульптуры во дворе Снежной королевы.
Лёд и вода этого сна побудили меня посмотреть вместе со сновидцем клип Филиппа Киркорова «Снег». До этого только слышал по радио в такси саму песню. Поэтому смотрел с интересом, сопереживал и анализировал. Здесь мы тоже встречаем холодный лёд зеркал. Кто же этот молодой красавец в клипе? Так или иначе это идеальный образ себя. Он притягивает к себе взгляд, как гладь ручья, приковавшая нарцисса. Конечно, саму песню можно отнести к громкому крику или плачу брошенного ребенка. Как и всякий блюз, он строится на плаче покинутости, на невозможности любви. На угрозе ребёнка, что если ты, мама, уйдёшь, ты никогда не вернёшь меня назад. Ведь я погибну, свернусь калачиком во внутриутробной позе и не буду есть в ожидании тебя. Но если мы слышим здесь плач комплекса брошенности, то видим - отчаянье и гнев неполноценности. Гнев на то, что моё идеальное отражение, замороженное в зеркальной проекции, вдруг покидает меня. А кто же та женщина, обнимающая моё идеальное Я? Снежная королева или Герда, пришедшая освободить прекрасного замороженного Кая из чертогов Снежной королевы? Если посмотреть на клип, как на сон, важно и отнестись к нему как к сну, считая все образы лишь субличностями сновидца. Герой прорывается к этой паре, как ребёнок ломится в дверь родителей, занимающихся сексом. Ещё чуть-чуть и начнётся сюжет фон триеровского «Антихриста», а вслед за ним и «Меланхолии». По сути, герой пробивается к своей идентичности, пытаясь разбить зеркало, отделяющее его от неё. Он бьётся как рыба об лёд, как птица о стекло, потому что мучительно пытается достать своё отражение. Герою важно повернуться к себе, к погребённому под слоем ложных личин и зеркал истинному Я. Стать Гердой для себя и растопить холод нарциссических защит, идеализирующих недостижимый идеал и обесценивающих тепло своего сердца. Андерсон предсказал то, насколько мир современный окажется миром Каев в плену Снежных королев, Каев с осколками селфи, превращающих их сердца в лёд. Ну а как же Герда? Боюсь, что Герда, следуя по пути психеи или красавицы и чудовища, стала в современном мире Эхо, той самой Эхо, вторящей чужим словам и горестным воплям Нарцисса, лишённого возможности соединиться со своим отражением. Кай просто не обратит на неё внимания, обесценит, воспримет её любовь как преклонение перед своей красотой.
А в чём же рецепт терапии? В превращении льда в воду, в понимании, что «он вода». Комплекс неполноценности заставляет нас искать свою индивидуальность в ледяном зеркале идеала. Говорят, что каждая снежинка неповторима, но когда она тает, то превращается в каплю воды, такую же, как другие капли. Рецепт оживления - в таянии ложной идеальной индивидуальности, в ощущении соединения со всем миром. Не нужно биться о зеркало, нужно расплавить лёд зеркала, отделяющий от внутреннего и внешнего тепла. Тогда зеркальная любовь в объятьях Снежной королевы превратится в непрерывное ощущение творения мира божественной родительской парой - пустоты и света.
Но в этой алхимии таяния буквальности, иллюзорного материализма, предельного эгоцентризма, симулякров чувств не обойтись без энергии любви и эмпатии или, другим языком, сострадания. Вот почему психологу, работающему с комплексом неполноценности, важно понимать не только зеркально-ледяную оптику нарциссической иллюзии в стиле Кернберга. Важно также открывать своё сердце теплу и эмпатии в стиле Кохута. Но это возможно только из собственного опыта превращения снежинки в каплю.