Все новости

Психология и психотерапия как жизнетворчество

28 мар. 2018
405
  • ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО первая часть очень длинной лекции. Для тех кто не смог быть или просил текст.
  • Один из моих любимых авторов, Стивен Левин пишет, как одна из участниц курса сразу после занятия по практике осознанного умирания погибла в автокатастрофе. По крайней мере, она успела подготовиться. У нас нет никаких гарантий, что мы проживём ещё много лет. Мы же можем умереть завтра. Тема жизни как творчества тесно связана с темой смерти.
  • Думаю, один из главных факторов, позволивших мне сделать жизнь творческой, - это ранняя встреча с возможностью собственной смерти. В 18 лет я оказался в онкологическом центре на Каширке. Когда я оттуда вышел, я по-новому дышал, каждое мгновение было творчеством. Великий поэт Казанзакис говорит, что покидать жизнь нужно, как гость покидает обильный стол. Возможно, он говорит не о еде, а о беседе за этим столом и о творчестве как раскрытии сути жизни.
  • Приятно быть в таком славном здании. Когда в студенческие времена я подрабатывал дворником, я подметал памятник Ломоносову и Герцену с Огаревым, а жил на задворках в огромной коммуналке, отданной дворникам. Теперь на её месте «Романов Плаза».
  • Первый секрет жизни как творчества: делать то, что нравится, что любишь, что влечёт и, наоборот, любить то, что делаешь. Не любить то, что делаешь, это как заниматься сексом без любви. Если на это тратить время, то точно переполняясь любовью. Это тесно связано с темой «помни о смерти». Отвлечься от любви, от любимого дела, любимых людей можно, только если фантазируешь, что у тебя много времени впереди.
  • Однажды к Будде обратился очень тупой человек и сказал: «Дайте мне какую-то мантру, очень простую. Но я могу запомнить только несколько слов». На что Будда сказал: «Не беда, вот тебе простая мантра, говори «когда я подметаю в право - осознаю, мету в лево - духовно расту»». Говорят, что этот человек так всё буквально и делал и очень быстро обрёл просветление.
  • То есть осознанное подметание, как и любое другое осознанное дело, быстро раскрывает наш ум. Поэтому, для творчества нам очень нужно внимание. Быть внимательным подразумевает интересоваться всем. Нет неинтересного объекта для созерцания.
  • Второй секрет: это быть внимательным. Сколько вашего внимания сейчас здесь? А сколько в тревогах о будущем и сожалении о прошлом? У нас теперь есть редкая возможность быть всегда при деле – это посмотреть в свой смартфон. Но если мы туда заглянем, пропадём надолго. Если бы Казанзакис писал про насыщенность жизни сейчас, он бы написал: отложите свой смартфон. Хотя если смотреть на коммуникацию в сетях внимательно, и в ней можно увидеть, как жизнь непрерывно творит.
  • Но пример с подметанием моим, а не ученика Будды, - это не проходить мимо новых возможностей, точнее, возможностей попробовать делать что-то новое. Когда читаешь моего любимого Хёга, удивляешься, как это он так хорошо разбирается в яхтах, в цирке, в балете. А он просто там везде работал. Один мой новый друг, участвуя в наших мозговых штурмах ИКП, предложил потом подвезти и подвёз меня на жёлтом такси. Ему нравится водить такси. У него три образование, одно из них в Сколково. Он сказал: «За два года я столько узнал о людях, сколько никогда бы не узнал».
  • Секрет третий: быть открытым новому и особенно новым видам деятельности. Однажды я подумал: ну почему я так плохо рисую? И вслед за женой пошёл рисовать. Кстати выбрать в спутники человека, постоянно чего-то придумывающего, - отличный способ затаскивать друг друга туда, где вы бы не оказались сами. Так вот она тогда ходила на рисование в студию рядом с домом. И я тоже пошёл и, конечно, меня, как интуита, привлекла китайская живопись.
  • Потом я стал искать учителя китайской живописи и нашёл удивительного Максима Парнаха. Мы с ним года два рисовали в основном ветки. Он сказал как-то: «Ну вряд ли вы научитесь рисовать очень хорошо, но точно научитесь очень хорошо видеть». Знаете, что самое интересное в ветках? Они все непохожи, как люди. В них нет ожидаемой симметрии. То есть мы учимся видеть. А для этого нам нужно внимание. Понимание, что интерес - не в объекте, а скорее в субъекте. Точнее, он и там и там, потому что нет границы между объектом и субъектом, но об этом чуть позже.
  • Секрет четвертый: находи хороших учителей и учись везде, где возможно.
  • Другим интересным делом, которым я занимался неподалёку, на факультете психологии МГУ, была моя диссертация. Занимался я ей урывками, факультативно. Моими основными занятиями тогда было обучение психотерапии, ведение тренингов, сложная личная жизнь и эзотерические поиски. Тогда про аспирантуру говорили: «Спасибо партии родной за трёхгодичный выходной». Но это было, возможно, самое творческое время, время открытий и особенно открытий в духовном мире. Когда я сказал своему научному руководителю, что хочу поехать в Индию, он сказал: «Но вы же учёный, можете работать где угодно». Поэтому было неловко не защититься.
  • Диссертация называлась «Влияние эмоционально-образной сферы на решение творческих задач». В ней я дополнял известные эвристики, то есть общие приёмы решения не алгоритмизированных задач своими.
  • Вот, например, поза, в которой вредно решать задачи. Примите позу, в которой точно никакой творческой задачи не решить. Ну все примите. А теперь поменяйте позу. Это один из способов выйти из тупика обычной позы. На этом вся телесная терапия основана. Поменяйте позу, и поменяется ваша жизнь. В чём польза отзеркаливания позы клиента или собеседника? Ты не просто втираешься ему в доверие. Ты не привязан к своей позе, ты начинаешь быть свободен от своей обычной позы. Начнём с того, чтобы покинуть тюрьму тела. Не тела вообще, а того образа, который захватил моё тело, как сказал бы Арни Минделл.
  • Так вот, главное открытие моей кандидатской: Роденовский мыслитель находится в тупике. Примите теперь его позу, и интеллектуальный тупик вам обеспечен.
  • А теперь сядьте в самую креативную позу. Да, ноги выше головы. Парта - это кладбище творчества и торжество порядка и скуки. Это место, где лектор читает проповедь, а вы сидите за церковными партами. И вам повезёт если лектор будет в Боге, и лекция будет интересной. А то получится как с муллой, думавшем о покупке осла, когда он говорил о боге. Дервиш и начал тут кричать как осел. Это пример очень творческого, естественного поведения. Творчество - это не только свобода от формы, это и способность видеть сквозь форму.
  • Секрет пятый: чаще меняйте позу, расслабляйтесь, не ограничивайте себя позой. Почему йога, как духовный поиск, начинается с растяжек, ассан, расслаблений? Мы работаем с самой очевидной и доступной нам тюрьмой - тюрьмой нашего тела.
  • Известная давно эвристика: ходите, гуляйте, меняйте положение тела. Примите, в конце концов, ванну, сядьте под яблоню. Даже если не упадёт на вас яблоко, вы увидите, какие разные ветки. Но главное, вы выйдете из привычной тюрьмы обстоятельств.
  • Даже если вы не крикните, лёжа в ванной, «Эврика!», вы расслабитесь. А расслабление - ещё одна существенная эвристика. Напряжение тела связано с ненужным напряжением ума, а также напряжением эмоций и речи. Если ум напряжён, он ограничен, прежде всего, привычками. Его способности сужаются до привычных алгоритмов. А чтобы расслабить ум, нужно расслабить и тело, и эмоции.
  • Если я буду драматизировать происходящее и воспринимать всё очень серьёзно, я перейду в режим стресса. Избыточная серьёзность блокирует творчество. Важный критерий хорошего учителя – это его несерьёзность, постоянная ирония и самоирония. Нам всем нужно кольцо царя Соломона, где написано: «И это тоже пройдёт». Если я не просто абстрактно знаю, что мир непостоянен, а если я это непостоянство наблюдаю и ощущаю, нет повода делать не только из мухи слона, слон сам превращается в муху.
  • Секрет шестой: уберите лишнюю серьёзность и наблюдайте непостоянство.
  • Но расслабление не означает потери внимания. У нас расслабление связывается с потерей внимания, а часто и сознания. Мы так напрягаемся на работе, что расслабляясь сразу засыпаем. Более того, чтобы расслабиться, мы используем вещества, часто притупляющие наше сознание. Тут вся суть - соединить то, что обычно мы разделяем. Расслабление и внимание. Быть очень расслабленным и очень внимательным. Попробуйте расслабиться на оставшееся время лекции. Вы уже сюда пришли, оставьте тревоги про будущее и сожаление о прошлом. Попробуйте предельно расслабиться и сохранить предельное внимание.
  • Кстати примерно это предлагают психоаналитики, когда говорят, как слушать пациента: свободно парящим вниманием. Оно нигде не останавливается и в то же время не теряется. Так слушал и Роджерс. Я был на его лекции в первом гуманитарном и, конечно, заснул на его демонстрации. Потому что расслабился. Ну о чём бы мы мечтали: чтобы нам внимали и при этом не напрягались. Ну, конечно, если мы не пограничные пациенты, когда наш единственный способ передать своё страдание - вызвать его у терапевта. Тогда нам, точнее нашему комплексу, нужно напряжение терапевта.
  • Секрет седьмой: соединить расслабление и внимание.
  • Чем больше мы привязаны к форме, тем меньше у нас шансов приблизиться к творчеству. Творчество - это постоянное формоизменение и формообразование, это трансформация. Если я привязан к форме объекта или к своей форме, я не придумаю нового. Я держусь за иллюзию стабильной формы в мире постоянно меняющихся форм.
  • Точнее, в каждый момент героически создаю эту иллюзию стабильности цеплянием за форму. Нам нужно не только наблюдать эту трансформацию, мы можем ощущать нуминозный трепет и испытывать в каждый момент духовный экстаз приобщённости к этому процессу непрерывных изменений. Тогда привязанность к своей обычной форме - гусеницы выживания - растворится, мы вспомним свои имагинальные диски и ощутим движение крыльев за спиной, крыльев творчества.
  • В чем суть дифирамба Дионису? Посмотрите или послушайте волшебные лекции Агранович. Дионис рассказывает про изменение формы как преодоление смерти. Я умираю в прежней форме и рождаюсь в новой. Если я ограничиваю свое бытие данной формой жизни, я отрицаю творчество.
  • Помните даосских мудрецов, описанных Чжуанцзы? Ну что, друзья, вы так печалитесь, глядя на меня больного? Ну скрутило меня, и это смешно. А скоро я умру и превращусь в крылышко кузнечика. Разве могу я печалиться, если даже не понимаю этого смысла моих превращений? Но я могу довериться этим превращениям, ведь только так можно стать частью потока или частью непрерывного творчества самого мироздания.
  • В диссертации я показывал, как изменения состояния сознания могут способствовать решению творческих задач. Я тогда осваивал эриксоновский гипноз, и меня увлекали не чудеса психотерапии, а его опыт с Хаксли, который после опытов с веществами экспериментировал с Милтоном Эриксоном и его трансами. Сейчас, думаю, самое время вспомнить мои попытки изменять состояние сознания для активации творчества.
  • Подумайте над жизненной задачей, где у вас тупик. А теперь послушайте притчу
  • У любой притчи, по крайней мере, семь смыслов. Часто мы попадаем в тупик застоя, депрессию, и тут нам не обойтись без трансформации, то есть отказа от прежней формы и обретения формы новой.
  • Это совсем разная перспектива – считать, что за гранью смерти ничего нет, или понимать, что старость - лишь признак приближающегося освобождения от прежней формы. Йогин радуется болезни как приближению смерти, ведь смерть открывает завесу, отделяющую от мира божественного. Бах умирал, говоря: «Я ухожу туда, где звучит та музыка, которую я старался расслышать». То есть сами жизнь и смерть являются непрерывным творчеством изменения форм. Если мы расслабимся и останемся внимательны, мы это увидим.
  • Но давайте отойдём от этих предельных тем жизни как естественного творчества и поговорим про объекты и процессы. Вслед за Хомски, используя его идеи о глубинной структуре речи, Джон Гриндер – главный автор НЛП - ввёл в психотерапию такое понятие, как номинализация. Это когда мы превращаем процессы в объекты, делая жизнь тяжёлой и материальной. Например, мы превращаем текучее психическое состояние в объект. «Я печалюсь» превращается в «я чувствую печаль» или даже депрессию.
  • Диагноз - это объективация или номинализация процесса. Чтобы разделить объект и номинализацию, Гриндер предлагал следующую проверку: если объект можно положить в огромную тележку, то он объект, нельзя - процесс. Поэтому задача терапевта - постоянно слышать номинализации и трансформировать их в процессы. Потому что как мы называем и обозначаем в языке себя и жизнь, так мы и живем.
  • Но давайте продолжим за Хомски и Гриндером возвращение объектов в процессы, и мы увидим, что ничего нельзя положить в тележку. Всё является процессом. Так мы вернёмся к философии даоссов и психологии буддистов. Мы знаем из физики, что любой объект - лишь временная конфигурация частиц. Да и частицы ли это или волны зависит от наблюдателя. Но почему-то этот микроуровень физики не становится нашей философией и психологией?
  • Буддистская абдхидкарма намного ближе к критериям науки, чем современная психология. Потому что она имеет дело с микропроцессами, но процессами в психике. Через тренинг внимания ученик добивался различения 32 стадий в своем состоянии: от момента, когда плод манго отрывался от ветки, и когда он падал на землю. Если бы мы так тренировали внимание, мы бы постоянно жили в процессе тонких изменений внешнего мира и мира внутреннего.
  • Этот процесс и есть процесс непрерывного жизнетворчества. Когда жизнь, меняясь, творит себя. Тогда бы у нас не было шока, что у вас кризис середины жизни, дети выросли или у супруга есть любовник. Пока психология и особенно психология практическая - это психология бытового уровня. Наука обычно рассматривает или макро, или микро уровень. Нам необязательно считать, что микро уровень - это уровень нейронов. Единицей психики может быть мгновенное изменение состояния, мысли, переживания. Думаю, постепенно мы можем перейти к этому в своих терапевтических кабинетах. Нашим микроскопом будет развитое внимание.
  • Секрет восьмой: вернуться от объектов к процессам. Не привязываться к формам, а наслаждаться процессом смены форм – трансформацией. Наблюдать процессы как жизнетворчество.
  • Однажды Гриндер рассказал Грегори Бейтсону про номинализацию, и тот спросил: «А Я - это номинализация»? Гриндер, как правильный студент, сказал: «Нет, Я - это местоимение». А потом через годы его догнал этот вопрос, и в книге «Черепахи всегда внизу» он посмотрел на Я как нашу главную номинализацию.
  • Мы знаем, что клетки нашего организма обновились за время жизни полностью несколько раз. Что там осталось неизменным? Наши привычки? Наши комплексы? Почему наш образ себя намного моложе нашего физического возраста? Я точно знаю, как мало осталось во мне от того прошлого меня. Значит, мы цепляемся за неизменность Я и не видим себя как часть естественного процесса изменений не только на микроуровне, но и на уровне обыденном. Если Я - не объект, а процесс непрерывных изменений, значит, это творчество меняет и меня. То есть мы сами являемся этим творчеством. Мы сами не объекты, а процессы непрерывного творчества.
  • Секрет девятый: Я не существует как объект, смотрите на себя как непрерывный творческий процесс жизни.
  • Теперь посмотрим на базовые методы психотерапии как на процесс разблокировки творчества.
  • Когда Фрейд столкнулся с гипнозом Шарко, он увидел, как исчезают конверсионные симптомы истерии. То есть гипноз пробуждает замерший в травме процесс, и начинается катарсис, а вместе с ним оживление психики. Все вместе - и театральность истерии, и сам театр публичных демонстраций Шарко - прямо показывали: мы прикасаемся к творчеству, причём творчеству религиозному.
  • Как писал Юнг, отвергнутые людьми боги спрятались в симптомах. Шарко доставал богов из симптомов, как для пациентов, так и для зрителей. Поэтому терапевтический театр становится новой, или трансформированной, религиозной мистерией.
  • Фрейд, поменяв гипноз на метод свободных ассоциаций, по сути предложил метод разблокировки творчества, причём не столько в терапии, сколько в культуре. Говорите всё, что приходит к вам в голову, даже если вам это кажется неприличным, не имеющим отношения к симптомам, странным.
  • Фрейд такой инструкцией пытался снять цензуру и вывести бессознательное на поверхность. Вот только в открывшуюся дверь хлынули не только личные вытесненные воспоминания, а весь поток жизни. Освободился эрос вместе с логосом. То есть техника свободного ассоциирования - это самое ценное в психоанализе вместе с вниманием к творческому пространству переноса – контрпереноса.
  • Интерпретация вторична. Аналитик может просто присутствовать и помогать этому освобождению творческого потока. Если вы попробуете свободное ассоциирование, у вас не останется сомнений о себе как потоке и, более того, возможно, то, что мы обычно считаем своим Я, представляет собой лишь ручеёк в этом широком потоке.
  • Винникот предлагал играть в ассоциации (творчество – это игра), набрасывая их клиенту. Он так же добавлял: «Я интерпретирую, чтобы показать, что я не сплю (внимание), и что я могу ошибаться (творчество - это возможность ошибаться)».
  • Секрет десятый: раскрепостить речь через свободные ассоциации.
  • Секрет одиннадцатый, от Винникота: играть и ошибаться. Без игры мы не освободим творчество. Творчество просит игры. Нам нужна игровая установка для творчества. Здесь опять мы теряем серьёзность, чтобы поиграть и в игре открыть новое.
  • Например, рассмотрим психодраму или даже плейбек театр. Мы пробуем играть роли, которые раньше не играли. Жизнь - игра. Более того, это красивая, мимолётная и тонкая игра. Познать её правила - мечта любого учёного. Играть самозабвенно, открыть сознание для божественной игры – мечта любого мистика.
  • Секрет двенадцатый: не бойтесь ошибаться.
  • Творчество подразумевает ошибки. Каждый раз, пробуя новое, мы, скорее всего, ошибёмся. Вся современная индустрия стартапов основана на том, что большинство затей окажутся ошибками. Чем мы раньше поймём, что это ошибка и тупик, тем больше сил и денег мы сэкономим. Если мы сегодня не ошиблись, значит мы, скорее всего, не попробовали ничего нового. Звучит ужасно для комплекса порядка, но именно так и возможно творчество - в постоянной возможности ошибиться.