Все новости

Это не честно. Действительно ли хорошие девочки попадают в рай, а плохие куда захотят?

26 апр. 2018
573
«Это не честно!» Как часто вы слышали такое от детей? Дети сталкиваются с несправедливостью почти каждый день. Но почему-то это вызывает каждый раз в них сильные чувства. Почти каждый день родители, учителя, братья, сёстры и друзья поступают несправедливо. А тем не менее, каждый раз эта несправедливость разочаровывает и возмущает. Честно мы должны им сказать: да, мир не справедлив. Люди декларируют одно, а делают другое, ресурсы и возможности распределяются не справедливо, а главное, твоё хорошее поведение и старания не гарантируют тебе справедливого отношения со стороны других и судьбы.

Если человек, влюблённый в тебя, пообещает любить тебя вечно, скорее всего, он не сдержит своего обещания. Если ты будешь идеальным супругом, это не защитит тебя от измен и/или потери интереса твоей половины. Если ты будешь честно и старательно учиться и работать, это не гарантирует, что тебе будут больше платить, или ты далеко продвинешься по службе. А придя на встречу одноклассников через 15 лет, ты удивишься, что троечники из твоего класса и богаче, и успешнее отличников.

Так что, тогда не стоит быть хорошей девочкой или мальчиком и можно быть плохим?

В моем любимом фильме «Жизнь после смерти», когда подросток узнаёт, что независимо от их дел все люди оказываются в одном пространстве, он сразу ставит ноги на стол. Ведь если принять, что жизнь несправедлива, и плохое не наказывается адом после смерти, можно, наконец, бросить притворяться хорошим и стать плохим.

Помню, как клиенты мне рассказывали, как, столкнувшись с крушением своих идеалов в 90-е, они решили так: ну, раз быть хорошим мальчиком никому не нужно, мы станем плохими. Это решение похоже на бессознательную реакцию брошенности. Когда ребенок понимает, что его бросили, чтобы сохранить свой всемогущий контроль над миром, он начинает верить, что его бросили, потому что он плохой. Лучше чувствовать вину и стыд, чем признаться, что ты на этот мир никак не влияешь. Ну а дальше есть грустный выбор. Стать хорошим, потому что кажется, что хороших людей не бросают, их любят. И ребёнок вдруг начинает вести себя идеально и получать одни пятерки. Или стать плохим: ну раз я плохой, то и буду вести себя плохо, и ребёнок пускается во все тяжкие.

Грусть этого выбора - в его отсутствии

Тот, кто выбрал стать хорошим, в глубине души остаётся плохим и дефектным. Пусть все видят, какой я хороший, я-то знаю, что я плохой, раз меня бросили. Поэтому и хорошие, и плохие брошенные девочки соглашаются на ад внутри сразу, разница лишь в том, что хороших ждёт разочарование в справедливости, а плохие уже в ней разочаровались.

Видимо, похожий выбор делаем мы все, когда прямо сталкиваемся с существенной несправедливостью. Божественный справедливый родитель на поверку оказался несправедливым и, несмотря на все мои старания, вместо приза просто бросил меня. И здесь у меня действительно есть выбор за пределом грустной альтернативы стать по настоящему плохим или плохим, прячущим свой дефект под хорошей маской. Настоящий выбор - остаться ребёнком, зависимым от подкрепления великого родителя или освободиться от ожидания этого подкрепления в этой жизни или за её гранью. То есть жить за пределами надежды и страха.

Что нам даёт такая взрослая свобода?
Мы без ожидания отсроченной благодарности наблюдаем за своими чувствами, в том числе за чувствами, связанными с архетипом справедливости. Именно внимание к нашим переживаниям может сделать нас счастливыми. Усилив наблюдение за чувствами, мы почти сразу получаем точный компас для своего поведения. А игнорирование этих ежеминутных чувств в плену глобального архетипического образа или истории о хорошей или плохой девочке всё дальше уводит от сути жизни, приводя к разочарованию.

Так же мы можем быть внимательны к чувствам и реакциям других людей. Это две главные составляющие эмоционального интеллекта: внимание к своим и чужим чувствам. Если я внимателен к чувствам другого, я получаю обратную связь мгновенно. Мне не нужно героически ждать благодарности за мой жертвенный подвиг через годы или после моей смерти. Если мы обретаем это внимание, долгая стратегия жертвенного поведения ради другого отбрасывается автоматически. Отдавать мужу любимую им ножку курицы, а через 20 лет обнаружить, что он любил грудку, но ел ножку ради тебя. Вот настоящая несправедливость – жить в придуманном мифе без настоящего внимания как к своим, так и чужим чувствам.

А что вы думаете про несправедливость жизни, про хороших и плохих девочек и про рецепты освобождения?