А периодически выясняется, что не все от меня в восторге. Такие инсайты ранят и заставляют вести долгие внутренние монологи с этими воображаемыми другими. В них мы доказываем, что наша позиция верна, и то какие мы отличные люди. Более того, часто получается, что наша жизнь во многом была посвящена тому, как нравиться другим людям.
И не то что бы это не подкреплялось. Скорее всего, это способствует построению карьеры и образованию большого количества социальных связей. С возрастом всё больше внешних признаков, что эта неосознаваемая зависимость приносит свои плоды. Ведь, чтобы нравиться другим, мы учимся, работаем, меняемся, мы не успокаиваемся и правда становимся лучше. Но тем больше нас может ранить, когда мы сталкиваемся с отсутствием восторга у начальника, подчинённых или просто читателей нашей ленты в facebook. Как это мы можем не нравиться?
Оттолкнувшись от этого чувства, мы можем пойти в прошлое и вспомнить ряд ситуаций, когда мы сталкивались с неприятием и отсутствием позитивных реакций на нас. Причём наши детские реакции на это были сильными и не очень адекватными.
Когда вы первый раз осознали, что нравитесь не всем? Я помню, как я завидовал новенькому однокласснику, который быстро стал всеобщим любимцем. Как я думал о том, как бы показать всем, что он не так уж и хорош. А ведь теперь понимаю, что заслуженно они его любили, а не меня. Ведь он уже тогда был открытым, тёплым, заботливым и уверенным в себе.
За всеми этими реакциями прячется тот вид нарциссизма, который Доггерти, Вест в своей «Матрице характера» назвали зависимым. Но такое обозначение гипердиагностирует и патологизирует, по сути, то, что присуще каждому. Так мы будем ещё сильнее ругать себя, приписав себе ненужную патологию. Поэтому я и предложил в комплексной психологии использовать термины «комплекс зависимости» и «комплекс неполноценности» как лучше отражающие суть и более удобные для не врачебной практики. Эти комплексы есть у каждого, внутри них архетипическое ядро. Значит, их проявления нормальны, а вот их сдерживание и трансформация являются высоким уровнем функционирования, за пределом нормы.
Нормализация комплекса не подразумевает, что его не нужно замечать или с ним работать. Но она снимает лишнюю критику себя, стыд и вину, которых здесь и без того много. Нам важно видеть, когда этот комплекс включается, и не позволять себя захватить ему полностью. Не подбрасывать дров в его топку, доказывая, какие хорошие мы или насколько правильная наша позиция.
Комплекс зависимости предполагает, что мы обязательно должны иметь общую позицию, делать общее дело и не можем успокоиться, если сталкиваемся с различиями. С другой стороны, ему важно отстаивать свою независимость и видеть преграду для неё в других. А значит, диалоги часто превращаются в убеждение других в своей правоте, но не с позиции власти, а с позиции «мы вместе в одной команде». Комплекс неполноценности использует других для поднятия своей самооценки. Но и то и другое мешает нашему настоящему развитию и обретению спокойствия вместо постоянной озабоченности задачами этих двух комплексов.
Первый шаг на пути освобождения из власти зависимой неполноценности - просто заметить свои реакции.
Дальше понять, что включился комплекс, и остановить работу по подбрасыванию дров (аргументов за себя и свою правоту) в его огонь.
Третье: допустить различия, наличие другой самостоятельной точки зрения, мотиваций, кроме общей.
Четвёртое: понять, что наше «Я» является иллюзией, сотканной из фантазий и травм. Тем более, мы никогда не найдём в чужих глазах то, что там ищем. В них - ещё более иллюзорный образ нас.
Значит, мы можем открыть эту любовь к себе и к другим, расслабляясь, а не напрягаясь про их отношение к нам. Легко сказать, но чтобы сделать это, уйдут долгие годы анализа и тренировки. Но свобода, лёгкость, спокойствие и настоящая любовь того стоят.
А когда вы первый раз осознали, что не нравитесь всем? Что вам помогает справляться с естественными комплексами зависимости и неполноценности?