Так как комплекс связан с нехваткой отражения себя или фрустрацией потребности в отражении, то первое направление - создать и закрепить опыт правильного отражения образа себя. Тут важный вопрос, что же такое правильное отражение.
Часто оно сравнивается с тёплым материнским взглядом, радующимся любому проявлению ребенка. Кохут и Роджерс предполагают, что такой любящий взгляд, как солнышко, растопит лёд защит, и зажатый цветок истинного Я прорастёт.
Но не всё так просто, ведь первоначальная спонтанность отчасти заблокирована, и проявления, которые мы наблюдаем, выстроены под то, чтобы получить благосклонное зеркало. Так, психолог легко может включиться в контур восхищения ложным Я. А истинное Я будет продолжать стыдливо держаться подальше, опасаясь непринятия и отвержения. В ребёнке легко восторгаться его способностями и его нелепостью. Во взрослом нас восхищает идеальное, а несуразное скорее кажется странным и не принимается.
Ребёнок - это спаситель, это новая звезда, и относиться к ней, как богу, естественно. Помните, один из признаков мальчика еврея – мама считает его богом. Юнг считал, что символ ребёнка всегда означает божественный потенциал. Думаю, когда Роджерс слушал клиента, он видел в нём божественный свет.
Комплекс неполноценности, не встретив отражения своей естественной божественности, вынужден был создать кумира для родителя, не способного увидеть в нём бога естественности. Но нам нельзя прельстится этим кумиром, иначе мы продолжим ретравматизацию и войдём в контур ложных отражений. Наш любящий взгляд проникает сквозь фальшивое Я, отбрасывает изображение идеала, чтобы увидеть сам идеал. Потому что не может быть ничего идеальнее естественности. Нам важно растворить взрослого, пытающегося быть идеальным, и увидеть за ним ребёнка и содержащийся в нём божественный потенциал.
Часть 2 – анализ защит Главные защитные механизмы неполноценности - идеализация и обесценивание. За идеализацией лежит проекция собственного потенциала на другого и затем попытка слиться с этим другим. Нам необходимо постоянно мягко возвращать эту проекцию собственной божественности себе. Особенно, когда она проявляется в переносе.
Каждый раз, сталкиваясь даже с намёком на идеализацию и зависть, необходимо показывать, как собственное золото проецируется во вне. Зависть превращает нас в нищего, вынужденного использовать камень вместо подушки. После смерти которого обнаружили, что он всю жизнь проспал на золотом самородке. Разворот внимания с объекта зависти на субъект возвращает нам всё золото мира.
Обесценивание, во-первых, помогает поднять самооценку за счет опускания других, во-вторых, повторяет детскую травму недооценённости собственной естественности. Обе темы мы используем для демонтажа этого защитного механизма. Вам не нужно обесценивать, так как это делали с вами раньше. Вместо обесценивания вы можете увидеть ценность другого, поскольку ценность - в нашем взгляде, внутри нас. Как в притче про мастера, которого поэт, сев в позу лотоса, спросил: «Кого ты видишь перед собой?». Тот ответил: «Я вижу Будду». «А я вижу кусок дерьма». На что мастер ответил: «Мы видим вовне то, что видим внутри себя». Неполноценность заставляет нас думать, что внутри пустота или дерьмо. Возвращение и анализ обесценивающей проекции тоже помогает принять внутреннее золото.
За идеализацией и обесцениванием лежит и более глубокий механизм, заставляющий нас стремиться к развитию. Мы обесцениваем окружение и проецируем идеальное в даль, чтобы отправиться на его поиски. Если мы отклоним голос предназначения, мы можем не раскрыть свою суть. Герой отправляется в странствие за Синей птицей счастья. В конце он находит мудрость и одновременно возвращается на родину. Мудрость - это видеть счастье в том, что рядом, в том, что ближе не бывает. Поэтому за комплексом неполноценности важно увидеть религиозный инстинкт – поиск своей божественной природы. Кажется, что этот секрет можно разгадать сразу, и не нужны никакие странствия. Но тогда ты или останешься в циничной и отчасти разочарованной буквальности или вдруг ослепнешь от света истины, к которому не был готов. Нарцисс оказывается прельщённым собственной красотой, получив от богов идеальное зеркало пруда. Он отчасти проник в тайну божественной природы человека и оказался этой тайной заворожен. Комплекс неполноценности заставляет нас всё время, с одной стороны, искать идеальное зеркало, с другой, строить свой идеальный образ. Тайна заключается в том, чтобы стать зеркалом, точнее, понять зеркальную природу собственного ума. Перейти от отождествления с объектом отражения к отождествлению с зеркальной природой космоса ума. Говоря проще, важно, во-первых, отразить и принять потребность в религиозном поиске. Во-вторых, вывести из тупика проецирования божественного в объекты. В-третьих, принять зеркальную природу ума как существующую изначально и естественно. Для достижения её скорее важно расслабиться, чем перфекционистски постоянно напрягаться. 4) В работе с комплексом неполноценности и его предельной формой - нарциссическим расстройством - мы объединяем эти три темы. Тогда троица полноценности состоит из: 1) любящего взгляда на божественный потенциал ребёнка 2) деконструкции защитной крепости идеализации и обесценивания 3) самоосвобождения духовного зеркала от напряжения стремления к идеалу. Вместе они создают пространство не только для терапии, но и для душевного и духовного развития. Тогда страдания комплекса неполноценности могут трансформироваться в свободу видения истинной природы ума и принятия так, как есть. А какой компонент из трех сложнее для вас при работе со своей неполноценностью или чужой?