В некоторых школах любые советы запрещаются, психолог только слушает и отражает, сам оставаясь идеальным белым экраном для любых проекций. В других школах психолог не только советы даёт, но и вместе с пациентом совершает действия во внешней реальности, часто помогая своим примером. Хотя это не совет, а совместная деятельность.
Совет может быть защитой от столкновения с эмоциями и страданием клиента, а значит, и своими страданиями. А может быть отреагированием своей родительской тревоги, усилившейся от самостоятельности пациента. Но на ранних этапах терапии совет или, по крайней мере, продуманная рекомендация может быть мостиком к более глубокой работе.
Мне близка позиция Шапиро в книге «Комплекс Кассандры». По сути, первая стадия терапии напоминает краткосрочное консультирование или коучинг, когда на аналитика проецируется роль мудрого отца. Здесь время анализу и точным интерпретациям в отцовском, вскрывающем и объясняющем стиле. На этом всё может и завершиться, если клиент не готов к более длительной и глубокой работе. Причём проделанная работа может стать началом серьёзных изменений и в жизни, и в личности клиента.
Но если встречи продолжатся и особенно чаще, чем один раз в неделю, работа автоматически перейдёт в длительную психотерапию, где интерпретации и анализ уступят место эмпатическому отражению, контейнированию, переработке аффектов. То есть проекция понимающего отца сменится проекцией заботливой принимающей матери.
Затем почти неизбежно перенос изменится, и хорошая мать сменится матерью плохой. А значит, нас ждёт стадия проработки негативного переноса и злости, связанной с ранней фрустраций. А вот уже позже, через несколько лет материнской терапии, взращивания внутреннего ребёнка, на сцену переноса может снова вернуться отец. Здесь можно перейти к стадии тренинга, то есть адаптации разблокированных любви и агрессии к внешней жизни. Снова есть место интерпретациям и разбору, но на фундаменте окрепшего Эго, выросшей детской части. Здесь однозначные рекомендации, а тем более советы совсем неуместны, потому что внутренний ребёнок становится подростком и воспринимает любое взаимодействие сверху в штыки. Значит важны поддержка и помощь в его самостоятельности и, возможно, обсуждение способов и методов, помогающих его реализации.
Итак, если рекомендации и тем более советы из позиции мудрого родителя или эксперта и уместны, то на первой стадии глубинного анализа или в формате краткосрочного или поверхностного консультирования. Они могут создать уверенность и помочь клиенту найти временное решение острой ситуации или встать на путь саморазвития. А могут постепенно раствориться в материнском опыте глубокой работы с ранними аффектами.
Но описанные выше 4 фазы анализа – некая идеальная схема. А жизнь всегда богаче схем. Что если клиент в процессе работы планирует что-то вредное или даже опасное для себя или других? Нужно ли его останавливать прямо? А что если он спрашивает вашего мнения про область опыта, где вы хорошо ориентируетесь, например, про недвижимость или ремонт? Нужно делиться этим опытом или скорее понимать это как регрессию к детской позиции и дать ему возможность приобрести свой опыт? Мой аналитик всегда действовал прямо, когда речь заходила о моём здоровье или здоровье моих близких. Рекомендовал, что нужно делать и даже давал контакты знакомых врачей. Для меня это было очень органично и создавало больше доверия.
А какой опыт у вас, как у клиента? Насколько рекомендации или опыт вашего психолога в разных сферах помогали или мешали вашей работе?