Кадзуо Исигуро в книге "Погребенный великан" глубоко разрабатывает тему памяти и забвения. Возможно, забвение необходимо, чтобы сохранить мир. Если каждый день мы будем помнить боль, которую причинили мы, и нам причинили наши близкие, разве не утонем мы в пучине обвинений и самообвинений? Сколько пар распались или прожили долгие годы, во взаимных обвинениях расковыривая психические раны измен и отвержений. Если вспомним все, что претерпели мы или наши предки от своих беспощадных и жестоких врагов, не встанем ли мы на тропу мстительной войны? Сон забвения и правда не дает проснуться дракону маленькой и большой войны. Есть ли у нас шанс вспомнить все без примитивных защит и эгоцентризма, не обвиняя отдельных людей или сообщества? Можем поставить себя на их место и принять их жестокость, бессердечность, вспомнив и их добрые дела?
В психоанализе мы часто пытаемся вспомнить все. Пытаемся победить вытеснение, чтобы освободиться не только от забвения, но и от возникших вместе с ним симптомов. Но не открываем ли мы ящик Пандоры? Так раскопки детства редко улучшают наши отношения с родителями. С другой стороны, наркоз забвения позволяет нам забыть важные уроки жизни, лишает целостности нашу личную и общую историю, превращая ее в удобный для текущей ситуации миф.
Видимо, вспоминание может не раздувать пожар войны, если соединяется с водой любви и землей мудрости. Значит, раскопки прошлого может производить только очень зрелая часть нас, связанная с архетипом старика, не ворчливого и обвиняющего, а благодарного и любящего.
Говорят, перед смертью вся наша жизнь проплывает перед нашими глазами, и мы вспоминаем то, что давно забыли. А вы хотели бы вдруг избавиться от забвения и вспомнить все? Не боитесь ли, как герои романа, что уход забвения обострит ваши отношения и поставит под сомнение вашу любовь? Аналитические раскопки прошлого принесли вам освобождение от страданий или их усилили?