То есть в голове у себя мы продолжаем махать кулаками после драки не в силах смириться со своим поражением. Это похоже на фантазии слабого ребенка, который мечтает, как он всем задаст. Поэтому нам важно принять это поражение, к тому же, часто это поражение нашей гордыни или раздутого Эго, а значит победа нашего истинного Я.
Разве, отпихнув вас и вклинившись в очередь, человек что-то выиграл? Разве вы сами хотели быть хамом, который ни во что не ставит других? Может, нехватка эмпатии и учёта интересов других является базовым дефектом, и мы можем с сочувствием отнестись к человеку с этим дефектом? Эмпатия позволяет нам поставить себя на место другого. Это лучший способ остановить внутренний диалог. Как только мы влезаем в шкуру нашего оппонента, позволяем себе принять его чувства и мысли, внутренний спор исчерпывает себя.
Но что этому мешает?
1. Гипертрофированное чувство вины Мы не готовы почувствовать себя ни на мгновение виноватыми. Как будто если мы признаем правоту другого, мы немедленно утонем в чувстве вины. Поэтому бесконечные семейные ссоры – это чаще всего передвигание вины друг другу. Мы выдвигаем всё новые аргументы, лишь бы только передвинуть вину на сторону другого. Мы призываем в союзники друзей и родственников, чтобы они подтвердили нашу правоту. И, конечно, это передвигание вины происходит не только в диалогах видимых, но и продолжается внутри в диалогах невидимых. Но признать свою ошибку и почувствовать немного вины, чтобы стать ближе, возможно, если эта вина не тянет за собой вину глобальную, не имеющую отношения к настоящему моменту.
2. Проекция внутреннего конфликта Часто внутри нас спорят наши субличности, а внешний конфликт - лишь отражение внутреннего. Мы идентифицируемся с одной стороной полярности, отбрасывая другую в тень и проецируя её на другого. Так мы можем идентифицироваться с мирным и вежливым интеллигентом, проецируя агрессивного тупого хама во вне. Но пока мы не научимся в любом внешнем конфликте видеть наш внутренний конфликт и признавать нашу Тень, долгие внутренние диалоги будут продолжаться.
3. Страх одиночества Часто нам страшно почувствовать себя наедине с собой, в нас мгновенно включается программа страха брошенности. Поэтому мы продолжаем отношения с другим внутри себя, пусть и через неприятный диалог. Для некоторых в детстве любовь так плотно переплелась с агрессией, что быть в отношениях означает быть в постоянном конфликте. Нет конфликта, значит и нет любви, и я один. Поэтому мы продолжаем спорить с другим внутри себя, чтобы не чувствовать одиночества.
4. Страх самостоятельности Во внутренних диалогах я продолжаю цепляться за другого, в иллюзии, что от его поведения зависит моё состояние. Я как-то должен изменить его позицию, его отношения, доказать ему что-то, и тогда он изменится, и всё будет хорошо. Но моё состояние в моих руках, и мне важно повернуться к себе. Мне важно понять, как я сам могу сделать свой мир комфортным и интересным, как я сам создаю свои переживания. Но такая самостоятельность непривычна и требует высокой ответственности. Куда проще продолжить в диалоге борьбу за свою независимость, укрепляя свою зависимость.
5. Иллюзия Эго и страх взаимозависимости В таких внутренних диалогах прямо или косвенно постоянно звучит Я. Я постоянно пытаюсь укрепить это Я, его позиции, его интересы. Но есть ли это отдельное Я? Не является ли это Я устойчивой иллюзией и произвольным отделением зоны моих переживаний? Ведь я неразрывно связан множеством нитей со всем миром. Если наступит внутренняя тишина, Я сразу уступит место этому ощущению взаимозависимости и связности.
А какие причины долгих внутренних диалогов видите вы? Как удаётся их останавливать или в них не включаться?