Все новости

1 сентября – негативный рефлекс напряжения

01 сент. 2018
303
Дождь за окном или яркое солнце, но 1 сентября, каникулы закончились. И откуда-то из глубины, на уровне тела, приходит ощущение, что закончилась свобода и тепло, а впереди холод и напряженная тюрьма школы. Для многих тюрьма школы сменилась тюрьмой работы, а ожидание далеких каникул - ожиданием отпуска. Тогда о следующем отпуске мечтают сразу по возвращении из предыдущего.
У меня все иначе: и учеба с 20 лет стала любимым занятием, и работу жду с нетерпением. Но на уровне детского рефлекса 1 сентября вызывает тревогу и напряжение. А еще к этому добавляются чувства детей. Ну как ни подбирай им школу, как ни создавай ощущение комфорта, все равно не радует их 1 сентября. Это несмотря на то, что они любят свои классы и, в целом, им нравится учиться, но... В последние дни каникул они пытаются нагуляться так, как будто завтра и правда тюрьма, и их никуда не пустят. Когда надвигаются старшие классы, паника грядущего поступления в вуз, ЕГЭ и олимпиады создают для многих самое сильное напряжение в жизни.

Как же так вышло, что учеба, такое интересное и естественное для человека занятие, превратилась в тюрьму, которой хочется избежать? Как выработался в нас этот негативный рефлекс, вместе с которым усиливается тревога, ожидание неприятностей, скука, и поднимается сопротивление учебе, по крайней мере, в ее формальных формах?

Может, дело в том, что система образования никогда не ставила задачу сделать нас счастливыми и свободными, а решала противоположную задачу - как сделать нас послушными и удобными для использования? А может, это просто естественное расщепление психики на приятные и свободные каникулы и неприятную, тюремную учебу?

Но что-то здесь не так. Думаю, главное здесь это напряжение. В детстве я был солистом в хоре и пел песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». А учится было не весело, а порой и очень напряженно. Позже я столкнулся с преподавателями, у которых было весело и легко учиться. Так, мой научный руководитель Ислам Имранович Ильясов и учил этому, и всегда создавал обстановку, в которой учиться было расслабленно, а потому и хотелось. Я дисессертацию-то защитил только потому, что не чувствовал никакого давления с его стороны. Позже я убедился, что, чем лучше учителя, тем легче, расслабленней и дружественней атмосфера, тем больше в ней воздуха. Это не значит, что у них нет дисциплины или четкого распорядка, не нужна воля или трудолюбие. Сам я тоже стараюсь учить весело и создавать расслабленную атмосферу.

Героическая установка образования - в том, что для хорошего результата, в том числе и учебы, нужно очень напрячься. Сколько я спорил с замечательными педагогами, что нагнетание тревоги и напряжения не только создает неврозы у детей, но и дает меньший результат. Нет, - отвечали они,- настоящая учеба - это всегда напряжение и преодоление, всегда страдание. Нужно распять себя на кресте учебы, чтобы стать настоящим героем. Сразу вспоминаются успехи наших фигуристок и то, какой ценой им достаются эти медали.

К сожалению, обычно концентрация бессознательно связывается с огромным напряжением. От этого напряжения потом и нужно отдыхать на каникулах и избавляться годами психотерапии.
Нет, осмелюсь утверждать, что лучшая концентрация - расслабленная. Возможно, именно этот принцип медитации и может стать самым важным принципом образования: как быть расслабленным и при этом не терять концентрации.

Может, я идеалист, но я верю, что внуки застанут время, когда для них не будет разницы между каникулами и учебой, когда не будет формироваться негативный рефлекс 1 сентября. Когда 1 сентября не будет вызывать в теле автоматическое напряжение и ожидание стресса, а наоборот, будет вызывать приятное расслабление вместе с концентрацией и раскрытием своего настоящего потенциала.

А у вас и ваших детей есть этот рефлекс? С какими чувствами вы и ваши дети встречают этот день? Что вы думаете о напряжении и концентрации в учебном процессе?