Все новости

Умный в гору не пойдет? Возвращение отца в анализе

19 янв. 2019
1069
В работе с мужскими неврозами часто сталкиваешься с устойчивым мифом о необходимости обходить гору. Тогда спорт, сражение, решительное действие избегаются. И заменяются сложными умственными стратегиями обхода. Конкуренция и воля спорта заменяется на умственные шахматы, сражение заменяется дипломатией и внутренними диалогами, а действия подменяются сбором информации и псевдо-инстайтами. Для таких пациентов психоанализ может стать уютным болотом укрепления этой защитной стратегии.

Миф обхода горы тесно связан с ложным Я умного слабака, продолжающего бояться сильных парней. Очень рано мальчик заблокировал свою силу, энергию и агрессию, отбросил их в Тень и отождествился с умным слабаком. «Где уж зайти на эту гору и тем более стать царем горы”. Только в воображении и снах можно быть супергероем. А вот в реальности нужно искать обход любых сложностей и проблем.

«Ведь мир действительно опасен, знаете, сколько людей погибло на восхождениях и в глупых драках»? Значит в ядре этой обходной стратегии – страх погибнуть, который постоянно рационализируется. Внутри 40-летнего мужчины, заявляющего что он не боится смерти, может прятаться мальчик, испугавшийся ее очень рано. Это рано сформированная стратегия сохранения жизни в ущерб ее разворачиванию.

С точки зрения первичной семейной матрицы, это характерно для семей с гипертревожной мамой, проецирующей свою слабость на ребенка. В своих возможных пробах агрессии ребенок сразу столкнулся с ее хрупкостью и, испугавшись, навсегда их заблокировал. Это может сочетаться с избыточно подавляющим или практически отсутствующим отцом, с которым ребенок не получил опыта преодоления трудностей, навыков восхождения и игровой борьбы. Все это обостряется фиксацией эдипальной победы. Так, слабый сын превращается в понимающего и нежного любовника матери, а отец - в грубого тирана. На поверхности мать все время защищает ребенка от отца и от сложностей возмужания, культивируя в нем ложную идентичность слабака и маминого сына. А отец уступает его матери, полностью лишая его возможности идентификации с силой.

Тогда символ горы, с одной стороны, превращается в неприятного отвергающего, недоступного и враждебного отца. С другой стороны, оправданный страх инцеста блокирует прямую сексуальность, и штурм горы-груди оказывается пугающим и отвратительным мероприятием. Неважно, правым или левым эдипальным глазом смотреть на гору, видя в ней фаллос или грудь, и то, и другое равно пугает.
В психотерапии привычка обойти гору проявится в тотальном сопротивлении любым действиям с постоянной рационализацией этой стратегии. За этим избеганием можно увидеть миф об Ионе, испугавшегося своего предназначения. Сказка реализации не может развернуться, так как герой боится стать героем и избегает трансформации, цепляясь за ложное Я слабака.

В таком случае анализ детства и поддержка со стороны аналитика, особенно женщины, будет поддержкой регрессии и эдипальной победы. Наоборот, мой опыт говорит о необходимости отцовского подхода, в котором нужен четкий анализ защитной стратегии, деконструкция идентификации с ложным Я слабака, демонстрация энергии, силы, ресурса, способных к любому штурму. Но кроме анализа, необходим тренинг воли, поведенческая терапия с выполнимыми домашними заданиями, направленными на освоение зон страха. Также важно уделять большое внимание телесным зажимам, выраженным в позе страха и уклонения от схватки, а также физическим упражнениям. Не обойтись и без анализа переноса и сопротивления, связанных с негативным образом отцовской фигуры. Дополнительную сложность представляют периоды периодической соматизации, легализующей пассивность и поддерживающие ложное Я слабака.

А что вы думаете про комплекс умного слабака, обходящего гору?