Все новости

Почему все пошло не так в подключении к нирване

10 февр. 2019
465
Продолжаем анализировать последний опус В. Пелевина.

Итак, напомню, эта часть сколковского стартапа подключала простых владельцев яхт к мозгам то ли тайских, то ли бирманских монахов. Монахи входили в медитацию и двигались вверх во ступеням трансперсонального восхождения, а вмести с ними и наши парни. В начале они испытывали блаженство, не сравнимое со всем ранее пережитым, а потом от жадности пошли ещё дальше. Но тут монахи неожиданно уехали, а пацаны остались в некоем лимбе. То есть нирвана ушла, а прежние радости оказались заблокированы осознанностью.

Остановим желание подробно проанализировать автора и его заигрывание с читателем на тему «так и надо олигархам». Зависть, проекция, идентификация с духовностью (куда эти купцы в наши брахманские джаны полезли), тут и так всё ясно. У нас же чисто практический интерес: чего там может неподготовленный народ ожидать. Для нас, занимающихся разными формами сталкинга, тема наиважнейшая. В чём же эта причина застревания на пути и ухудшения состояния? Попробую выделить основные, описав в этом посте первые четыре.

1. Ускорители
Духовный прорыв через наркотики и технологии делают духовный опыт неустойчивым и погружают в трансперсональный отходняк. Помните, как Иван-царевич сжёг лягушачью шкурку, поторопился в удержании чуда? Этот мотив лёгкого и искусственного просветления виден уже в «Чапаеве...», где Барон Унгер выкидывает из внутренней Монголии братков, съевших грибочки. Ту же тему мы видим и у героя «Снафа», поставившего на максимум в возлюбленной аниме-андроиде сучество, духовность и секс. Но чем сильнее маниакальная стадия таких прорывов, тем сильнее и стадия депрессивная. Отравленному божественной сомой трудно радоваться простым радостям смертных. Отсюда следует вывод: двигаемся постепенно, начиная с классической медитации на дыхании. И никаких ускорителей, ни химических, ни технических. Высидеть джаны собственной попой на подушке для медитаций, а не трахнуть чужой мозг, намного надежнее. Но этому противоречит множество примеров, когда от неустойчивых прорывов люди приходили на путь. Взять того же Оле Нидала, который от химической юности пришёл к тибетскому буддизму школы Кагью, и многих братков и экспериментаторов приютил и на путь наставил. Когда совсем нет опыта прорывов, слишком трудно показать иллюзорность матрицы и возможность другого видения.

2. Отсутствие прибежища в трёх драгоценностях
Чистый опыт без понимания происходящего, без проводника и без хорошей компании может подвесить между раем и адом. Буддист принимает прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Это не ритуал, не культурная или религиозная особенность, а достаточные и необходимые условия для движения по пути. Важно понять их суть, смысл на содержательном архетипическом уровне, потому что это относится к любому духовному поиску, любому раскрытию своей сути. Будда - это не столько исторический Будда Шакьямуни, сколько Будда внутри каждого и гуру, как конкретный учитель, ведущий по пути. Дхарма - это весь свод учений, прежде всего, описание картины мира и изменений, ожидаемых на пути. Сангха - это сообщество тех, кто идёт по пути и проживает похожий опыт.

3. Гуру – правильный проводник
По сути, именно с потери гуру начинается кошмар наших героев. Да и заключение романа происходит со слов гуру, решившего посмотреть, где его русские ученики. Конечно, можно изобретать велосипед или пытаться обрести гуру внутри, как это делал это Юнг. Можно обратиться к любой новой секте или нью эйдж технологии со своим пророком. А потом оказаться заложником его паранойи или деструктивности. Для меня эти пути всегда выглядели странно при наличии живой традиции передачи знаний. Во всех школах суфизма и буддизма огромное значение придаётся линии передачи и выбору настоящего учителя. Интересно, что у героев даже не возникла идея найти уехавших монахов самим или найти другого серьёзного учителя, они полагались на себя и мало сведущих консультантов. Всё же предприниматели - рисковые люди: сосед ввязался в странное путешествие, и можно тоже, чтобы не отстать, ввязаться в затею, которую раньше считали важнее жизни. А теперь путешествие духа девальвировало для Диснейленда, который неожиданно может оказаться если не парком Юрского периода, то реальностью распада матрицы обыденных смыслов. Ну как же здесь без гуру, ещё и без проводника, а ведь читали же «Сталкера» в детстве и всё забыли. Это же не на Афон съездить, где тебе скажут, как правильно бизнес и личную жизнь строить.

4. Дхарма – правильные знания
Герои привыкли делать, а потом думать. В начале, захотев большего кайфа, они позвали одного консультанта, а затем второго. Вот тут какая засада с этими консультантами: ты полагаешься на чужие знания, думая, что они могут помочь. Во-первых, эти знания должны стать твоими, то есть мало получить некоторую выжимку знаний от другого, нужно довольно глубоко разобраться самому. Думаю, в этом путешествии мало краткого путеводителя, нужно собрать всё, что может понадобиться. Придётся потратить немало времени на освоение большого корпуса знаний. Помню, сдавая экзамен базового уровня в своей буддистской школе, я был поражён количеству вопросов (400), такого не было на экзаменах в аспирантуру или кандидатских. Правда, тут возникает вторая опасность - стать как эти консультанты, вечными теоретиками-книжниками. Можно очень хорошо разбираться в истории буддизма, разнообразных школах и знать множество практик, но если не практиковать, все эти знания остаются словами. Гуру даёт необходимый минимум знаний и, главное, делится опытом или точнее состоянием сознания, которое делает эти знания практикой.

5. Сангха – правильное сообщество
Окружение очень сильно влияет на нас. Начать что-то новое или избавиться от вредной привычки всегда легче в группе единомышленников. Личная мотивация поддерживается мотивацией групповой. Личная практика идёт лучше, если дополняется групповыми практиками. Важно делиться своими сомнениями и своим продвижением на пути. Очень важен разный опыт и уровень у такого сообщества. Более опытные помогают начинающим. Наши герои тоже соображают на троих. В начале соображают, как лучше погрузиться в этот кайф, а затем - как снова вернуться к иллюзорной простоте матрицы.

Помните анекдот про выпускника физтеха, который для продвижения в карьере просил гипнотизёра отключить у него часть мозга. Так и наши герои ищут способа снова обрести незнание. Но среди них нет никого, кто прошёл дальше по пути, разве что чуть дальше. Нет тех, кто знает, что тёмная ночь души - это архетип, и за ним часто случается главное прозрение или растворение в божественном. Нет тех, кто обрёл в практике состояние устойчивости. В буддизме нет веры, и критерием истины является опыт и практика. Чувствуешь изменения, становишься счастливее, спокойнее, умнее. Поэтому они скорее пугают и смущают друг друга, каждый вносит своё прошлое, свои привычки и тормозит этим всех.

Да тут еще можно проецировать друг на друга вину за то, что папа-гуру или источник счастья – монахи собрались и уехали. Конечно, в любой сангхе есть своя сложная групповая динамика и множество проблем, но для большинства традиций без сообщества на пути не обойтись.