Все новости

Лучший экзамен. Позитивная мотивация и осознанность

19 сент. 2019
581
"Поднимете руки кто осознавал свои мысли» – спрашивает Мингьюр Римпоче. Малая часть зала поднимает руки. «Поднимите руки кто не смог». Большая часть зала поднимает руки. «Поднимете руки кто в сомнениях - осознавал или не осознавал свои мысли». Оставшаяся часть зала поднимает руки. «Все вы, кто поднимал руки, сдали экзамен» - смеётся Римпоче. Те, кто осознавал, понятно, сдали. Те, кто не осознавал, в момент поднятия руки осознавали, что не осознавали. И те, кто был в сомнениях, осознавали своё сомнение.

Как приятно в любом случае сдать экзамен. Такой экзамен поддерживает и создаёт положительную мотивацию к учёбе. Как часто мы ставим себе 2 или, в лучшем случае, 3 за то, что мы не можем чему-то научиться. А ведь двойка в самом начале пути - серьёзный демотиватор.

Почему внутри нас сидит экзаменатор, который нас не хвалит, а ругает? Возможно, потому что в школе и позже были только правильные и неправильные ответы? А ведь неправильный ответ часто ценнее правильного. Ведь правильный ответ - часто заученный, типовой, ожидаемый учителем. А неправильный может заставить тебя задуматься и понять и задачу и себя. Но только если он будет принят и разобран без страха и стыда. Причём пользу он принесёт и сделавшим такую же ошибку и тем, кто дал правильный формально ответ и самому учителю.

«Поднимите руки те, у кого после дня медитаций стало меньше мыслей? У кого больше? Все сдали экзамен.» - опять смеётся Римпоче. Вообще смеяться и шутить на ретрите - характерная черта почти всех тибетских учителей. «У кого меньше - значит медитации успокоили ваш ум. У тех, у кого больше, происходит водопад мыслей – отличный знак того, что вы просто расслабились и увидели то, что обычно в вашем уме».

Действительно, когда мы начинаем что-то новое, всегда становится очевидным наше неумение. Здесь ученики особенно уязвимы для стыда, вины. Поэтому так важно нормализовать это состояние, вывести ученика из фантазии об уникальности своей тупости или другой неспособности. Более того, это хороший знак, говорящий о том что мы идём по трудному и новому пути.

«Поднимите руки кто понял, как делать эту медитацию? А кто не понял? А кто сомневается? Отлично». - улыбается Римпоче. «У нас ещё только начало ретрита, если вы не поняли или сомневаетесь в этот момент, вы осознаёте своё непонимание или смущение. Вы обязательно поймёте, если будете стараться. Но главное - всё осознавать, принимая одинаково и своё понимание и непонимание и смущение, потому что всё это в уме, всё это и есть наш ум».
Научиться осознавать любые проявления своего ума равностно, без соблазнения его условно позитивными сторонами и напряжения от условно негативных принципиально для понимания его природы.

Но давайте применим это к любому образованию. Принять своё непонимание, своё невнимание и постоянное отвлечение, свою тупость или сонливость как естественные проявления ума – очень важно в любом обучении. Тогда их не нужно прятать, скрывать или отрицать, не нужно выстраивать ложное - всегда умное, сосредоточенное и компетентное - Я, а затем обижаться, когда сквозь него проступает реальность. Как много учителей, не только школьных, но и университетских преподавателей это понимают? Как много в их оценках смущения и страха перед слабостями своего ума, что постоянно проецируется на учеников.

А у вас были учителя, которые хвалили вас за ошибки, помогали выстроить позитивную мотивацию, могли с сочувствием и пониманием относиться к вашей тупости и другим особенностям ума ученика?