Для начала разберемся – почему же сразу шизофренических? А потому, что методы общения в таких семьях во многом схожи с принципами мышления людей, имеющих серьезные психические расстройства. То есть реально озвучиваемое и осуществляемое может иметь прямо противоположный смысл и подтекст. Это явление получило название «двойная связка» и стало ключевым понятием концепции шизофрении, описанной британским ученым Грегори Бейтсоном и его единомышленниками.
Нужно понимать, что смысл двойной связки вовсе не в примитивном сочетании двух невыполнимых требований («Говори, что хочешь, только молчи! ), а именно в их парадоксальности. Примером может служить парадокс Эпинемида (или «парадокс лжеца»), взявший свое название из рассказа о том, как выходец с острова Крит (он же Эпинемид) заявил, что все жители этого острова лгут. На что получил вполне резонный ответ «Ты тоже критянин! Так ты солгал или нет? » Противоречие в том, что если его слова - правда, то он, как и его соотечественники лжет, а если неправда – то все критяне не лжецы и он в их числе.
Современным примером может служить ситуация, когда взрослый в ответ на шалость говорит ребенку «Вот молодец! », всем своим видом давая понять, что отнюдь не одобряет подобного поведения. То есть, любая ситуация, когда два противоположных действия не исключают друг друга, является демонстрацией двойной связки.
Аналогично, люди, больные шизофренией, не могут различать истинный смысл слов и действий, обращенных к ним, и потому воспринимают все в искаженном, понятном только им одним, виде, в результате чего не могут спланировать собственное поведение.
Шизофрения – крайняя точка коммуникативного расстройства. [/CENTER]
Итак, если взаимодействие между членами семьи - это постоянная или систематически повторяющаяся двойная связка, то мы имеем дело с шизофреническим типом семьи.
Классическим примером является история о матери, которая не испытывает привязанности к своему ребенку (детям), но все же старается соблюдать все «нормы», диктуемые в этом вопросе обществом. Явление это, кстати, встречается гораздо чаще, чем мы с вами думаем. Пытаясь поддержать требуемый приличиями контакт, мать все же не может инстинктивно не отталкивать от себя постоянный раздражитель – детей. Это проявляется в косвенных выражениях псевдо материнской любви – постоянных замечаниях, указаниях на несовершенство, придирках, навязывании своего мнения («Я же твоя мама! Я знаю, как будет лучше! ). Поначалу ребенок может принимать такой посыл, как истинный, но в определенный момент он все равно окажется в растерянности, не понимая – действительно ли то, что он слышит является благими намерениями или его просто хотят оттолкнуть. Например, на примитивном уровне мать внушает ребенку, что он не должен перечить страшим, проявлять уважение и, наряду с этим, пропагандирует всегда иметь собственное мнение и уметь постоять за себя. Он в любом случае окажется виноват – либо в неуважительном отношении к взрослым, либо в неумении отстоять свое мнение. Такой конфликт - один из ярчайших примеров действия двойной связки.
Иногда дети из подобных семей со временем учатся различать правдивый подтекст сказанного, в отдельных случаях – пытаются сопротивляться и настаивать на своем. И если мать окончательно не подавит такое «стремление к истине» фразами типа «Значит, ты меня не любишь! » или «По - твоему, я не желаю тебе добра? », то у ребенка есть шанс в дальнейшем строить здоровые отношения с окружающими.
Кстати, данный тип общения характерен скорее для женщин, так как у отцов редко наблюдается инстинктивная любовь к детям, а общество смотрит на такие отношения «сквозь пальцы». [/CENTER]
А в «шизогенных» семьях отец зачастую оказывается беспомощным перед «железными» аргументами своей второй половины.
Но чаще случается, что дети привыкают к такому положению вещей, и со временем сами начинают строить подобные отношения внутри своей семьи. Вот почему шизофрения обычно носит наследственный характер, но ученым так и не удалось обнаружить ген, ответственный за это заболевание. Эта болезнь – результат систематического разрушения нормального логического общения.
В результате регулярного воздействия парадоксальных посылов на несформированную детскую психику, у человека, выросшего в шизофренической семье, может сформироваться состояние внутренней двойственности, результатом которого может стать «уход от реальности», крайним проявлением которого является аутизм.
В заключении хотелось бы добавить, что данная гипотеза предлагалась Бэйтсоном как одна из вероятных, но суждения о влиянии отношений в семье на возникновение шизофрении в настоящее время всерьез не рассматриваются.