Все статьи

Права личности по Мануэлю Смиту и система отношений между людьми

11 июл. 2017
786
Почему важной является тема прав личности? Дело в том, что если мы будем натаскивать на определенное поведение, то если у человека есть внутренний протест против этого поведения, то он не будет это использовать. И он должен переработать информацию о том, что он имеет право личности себя так вести и не сомневаться в своем праве. Но если сомневается - толку от такой дрессуры мало.

Вы имеете право судить о своем поведении, мыслях и чувствах и брать ответственность за их последствия на себя
Если с пафосом, то вы - верховный судья самому себе. И если вы судите о себе, то и последствия на вас же. Из этого права вытекают все остальные, поэтому оно базовое.
Важно понимать системы отношений, в которых мы находимся. Этих систем три:
  • Формальные (ролевые или договорные) отношения. Какие лица относятся к этим категориям? Сферы социального обслуживания (официанты, продавцы, полицейские), а также сослуживцы и подчиненные (коллеги и нижестоящие, а вышестоящие - нет). Здесь нам вести себя в плане отстаивания своих прав, по идее, легче всего. Потому что есть предзаданная система взаимных ожиданий. И даже если они себя так не ведут, нам все равно легче это пережить, так как мы знаем, как они должны себя вести. Для первой системы - правило всеобщее. И поэтому нам легче сохранять самооценку и самоуважение. И даже если нас унизят, то нам легче восстановить самочувствие. И кроме того, в этих отношениях, власть над нами всегда частична и ситуативна (это элемент времени).
  • Отношения с авторитетами. Сюда относятся начальники (вышестоящие нас люди), авторитеты в других сферах (преподаватели, врачи, - специалисты в определенных отраслях, которые обладают известной властью над нами), дети (здесь двойной авторитет - они к нам относятся как к авторитетам и наше отношение к ним), родительские фигуры (по отношению к которым мы являемся детьми). Относительно этих категорий можно сказать, что они обладают большей властью чем мы и здесь правила частичны. То ест известные правила есть, но они не полностью описывают сферу взаимодействия, есть значительная часть свободы или правил, которые мы устанавливаем сами (как мы себя будем вести, во многом зависит от нас). И здесь уместно затребовать об ассертивном поведении. И до конца ваши отношения не отрегулированы. И для вашего самоутверждения (пассивности, агрессии) остаются возможности.
  • Равноправные отношения. Здесь три категории лиц: друзья и приятели своего/разного пола (здесь же супруги, любовники, интимные партнеры). Здесь правила устанавливаются по мере необходимости. То есть правила вырабатываются во взаимодействии. Правила вырабатываются постепенно, они не заданы как в первой системе. И правила вырабатываются через компромиссы. И здесь как раз ассертивность - учет прав другого и своих прав - имеет полную возможность для развертывания, потому что это именно равноправные отношения.

Но надо сказать, что эмоционально самые тяжелые ситуации могут возникать в вертикальных отношениях, где возникает конфликт между частичными правилами и индивидуальными ожиданиями.

Детское убеждение состоит в том, что не следует высказывать собственных суждений и нужно руководствоваться мнением о себе людей более важных. По идее, родители знают ребенка лучше, чем он сам. И это антитеза, противостоящая первому праву. Тут всегда противостояние взрослого и детского решения.

Вы имеете право не объяснять свое поведение
Проще всего представить это на примере: ситуация давления. От вас чего-то хотят (чтобы вы чего-то купили или на что-то согласились).

Ассертивность это не средство решения проблем. Это способ сохранения самоуважения. И когда вы ассертивно себя ведете, вы делаете это для того, чтобы потом чувствовать себя хорошо. И это поведение, направленное на сохранение самооценки и самоуважения