Все статьи

Школьная стадия развития ребенка (от 7 до 12 лет)

19 июн. 2017
1890
Эта стадия еще более отличает Эриксона от Фрейда. У Фрейда это была стадия латентная, когда тело еще не достигло половой зрелости, мораторий на телесность и в то же время он учится как способ снятия напряжения. Но разве можно сказать, что переход к школьному обучению никак не отражаются на личности человека? Нет, это было бы совершенно неправильным. Эриксон видит очень важную задачу для личностного развития. Он ее обозначает как «научиться учиться». Очень правильный акцент: он не говорит, что нужно научиться писать, читать и считать. Он, конечно, все это учится делать, но самое главное - совсем другое. Человек встает перед задачей обучения. Как справляется взрослый человек с учебной задачей? Ведь уметь учиться это уметь организовать себя, уметь анализировать материал, уметь опираться и находить логические связи. Это очень важное качество, которое мы постоянно используем. И если человек научился учиться, у него появляется уверенность в себе, уверенность в своих силах. В сильном качестве личности у него появляется «чувство компетентности». Не сама по себе компетентность, как умение что-то делать, а чувство компетентности. Это ощущение даже зрелого человека, который знает, что если ему нужно будет что-то освоить - он сможет это сделать. Чувство компетентности дает вера в то, что если ему это понадобится, он это освоит и справится.

Неуверенность в себе, недоверие к своим возможностям в слабом варианте, как слабое качество личности. Осваивает эту способность учиться ребенок, конечно, в школьном социальном контексте и главным для него становится уже не родитель, а учитель. Авторитет учителя в начальной школе очень высок. Он часто выше, чем авторитет родителя. Если родитель попробует как-то скорректировать, ребенок ответит, что так сказал учитель. И получается, что именно от отношений с учителем зависит, появится ли у ребенка это чувство компетентности или нет. Кроме учителя - одноклассники. Которые, конечно в меньшей степени, но тоже создают условия формирования уверенности в себе. Они приходят в школу и ничего не умеют. Они все пришли учиться. Но они все верят в свои силы, ведь они все идут в школу за пятерками. Он абсолютно уверен в том, что сейчас у него будет успех и он идет за этим успехом. Почему это происходит? К дошкольнику никаких требований не предъявляют и у него есть безусловная любовь. Маленького ребенка обычно любят именно так: безусловной любовью. И у него на этом отношении, если все нормально, у него формируется уверенность, что он самый-самый. Но куда же это девается?
Ребенок приходит в школу и начинает осваивать. И учитель видит и сильных и слабых учеников и видит потенциал. Но если бы он свое мнение держал при себе, но к сожалению, он достаточно быстро делает его достоянием общественности и к концу первого класса мы уже видим, что класс поделен на сильных и слабых учеников. И это мнение поддерживается одноклассниками. И ребенок оказывается в таком большом окружении внешнего к нему отношения и завершается эта трансформация где-то к концу начальной школы. К концу начальной школы уже сам ребенок про себя говорит: «Я слабый ученик!» И это очень страшно, потому что это зачастую не совпадает с его объективными возможностями. Отнести себя к слабым зачастую может ребенок, у которого нет никаких ограничений, который мог бы справиться с самыми сложными заданиями, но он может быть, например, медлительным и тревожным. И это становится его идентичностью и дальше нарастает как снежный ком. Это ощущение недоверия к себе служит неким самоограничителем и он даже и не пытается пробовать свои силы. Хотя мог бы попробовать и решить.

В старших классах происходит период профессионального самоопределения. Есть школьники, которые сами говорят, что даже и пробовать не будут, потому что это не для него. Это отношение к себе, что я туда вообще не поступлю.

Большую роль играет семья. Это последняя стадия, на которой Эриксон вообще упоминает родителей. Дальше определяющее влияние на личностный рост оказывают совершенно иные группы. Успех/неуспех, конечно, складывается в школе. Но приходит ребенок с этим домой и свои отметки он несет домой. И вот у близкого взрослого есть еще возможность добавить на ту или другую чашу весов, ведь можно сказать: «Да, я от тебя другого и не ждал!» и добавить сомнение. Или другой родитель, который говорит: «Надо же двойка! Но я удивлен, что ты получил такую оценку при таком потенциале!»

О чем говорят педагоги родителям, которые ведут своего ребенка в первый класс? Они говорят о том, что школу нужно поддержать, что они должны выступать единым фронтом и это неправильно. Родительская роль это поддержка и защита и ничего другого.