Все статьи

Взрослость (от 25 до 65 лет)

22 июн. 2017
863
Период взрослости занимает от 25-ти до 65-ти лет. У Эриксона в разных публикациях мы видим разную цифру, поэтому часто в учебниках пишут две. Есть еще цифра 50. Это 40 лет жизни - огромный период. Про рамки ничего не понятно, но задача развития - ясна.

Эта стадия становится первой продуктивной стадией
До этого возраста человек приобретал. И сейчас пришло время отдавать. Пришло время создать что-то, в чем отразятся его достоинства и индивидуальные особенности. То есть эта стадия творчества, созидания и продуктивности. Продуктивность - это задача развития. Практически в прямом смысле о слова «продукт». Но продуктивность понимается очень широко. Конечно, легко говорить о продуктивности человека, который открыл закон всемирного тяготения. А что же делать остальным? Эриксон говорит о том, что для каждого человека продуктивность - реальная возможность, но на другом полюсе этого психосоциального кризиса - застой. Созидать или оставаться на месте, поддерживая свое состояние.
Творить, созидать, быть продуктивным можно в двух сферах. Это профессия (это еще и период активной профессиональной деятельности) и семья. И опять, речь идет о семье, которую человек образует. И в той и в другой сфере можно быть продуктивным. Эриксон не расставляет приоритетов. Он ни в коей мере не считает, что профессиональная сфера более важная для личностного развития, чем семейная. Но он, как психотерапевт и как клиницист, конечно, очень высоко ценит семью. Здорово, если так в жизни человека получилось, что он смог себя реализовать и там и там. Но для личностного развития важно, чтобы хотя бы в одном из контекстов произошла самореализация. По сути, он поднимает статус семейной сферы и даже если женщина всю жизнь не работает, значит ли это, что она обречена на застой? Нет, ведь у нее есть семья и возможности для реализации.

Что за возможности?
Это созидание и оно возможно в самых рутинных видах деятельности. Не обязательно говорить о высокотворческих профессиях и видах деятельности. В самых рутинных видах деятельности возможно творчество и созидание. Продуктивностью считается любой акт, который связан с тем, что человек дает что-то от себя, вкладывает что-то от себя, вкладывает душу в то, чем он занят. И тогда продукт его деятельности носит черты его индивидуальности (один человек с одной душой делает, другой - с другой и это разные продукты). Эриксон говорит именно об ответственности за продукт своей деятельности и за душу, вложенную в свой труд.

В этом профессиональном труде появляется отношение заботы. Он же вступает в профессиональные отношения, где есть более и менее компетентные люди и он осознает себя и объектом и субъектом заботы. И забота сильным качеством становится тогда, когда человек получает удовольствие от своей заботы. Можно делать это по долженствованию, а можно - с удовольствием. Можно ли получать удовольствие от работы, ведь это акт, направленный на другого человека? Можно. Если научился любить. Тут связь прямая: если любить не научился, то заботу освоить практически невозможно.

Когда заботятся с удовольствием - это видно. Но когда мы это видим, что происходит? Мы бессовестно пользуемся этой заботой. Поэтому нам не стыдно обратиться за этой заботой, мы обращаемся опять и опять и это еще один шаг к счастливой старости: человек востребован.

А если человек тяготится заботой? Это тоже видно, когда забота человека раздражает. Да, он должен, он обязан, но эта обязанность его утруждает и нам такая забота не нужна («Я сам десять раз книжку прочитаю, чем тебя один раз спрошу!». И человек справляется сам, а этот - остается одиноким. Тяготится ли человек одиночеством? Нет, на этой стадии. Он говорит, чтобы его оставили в покое и ему хорошо. Но тогда старость у него скорее всего пойдет по негативному, чем по позитивному сценарию.

Если не удалось найти удовольствия в профессии
У человека есть семья. Саму по себе семью надо еще создать. Для того, чтобы семья появилась, нужен труд и вклад этих участников. Это в том, что у Эриксона очень высокие планки к любви и к семье. Он обращает наше внимание на то, что да, семья это социальная группа, которая при этом реализует очень много функций. Одна из функций семьи, которая особенно близка Эриксону это реализация психотерапевтических функций. В семье мы находим поддержку, снимаем напряжение, обретаем веру в себя, набираемся сил на дела и свершения. Все, что мы перечисляем, - это, по сути, терапевтические функции. Где же взять такую семью? Она не берется с потолка. Это труд всех членов семьи. Или в равной степени или иногда один из членов семьи трудится для того, чтобы семья эту функцию реализовывала. Кто-то должен создать этот семейный климат, сделать так, чтобы все, прийдя в дом, почувствовали себя хорошо.

Поэтому, семейный контекст тоже дает возможности для самореализации. Если семья не несет в себе терапевтическую функцию, если ее члены получают в семейном общении раздражение, эмоционально истощаются, то тогда, говорит Эриксон, такая семья не нужна. Не нужна ни взрослым ни детям. Иногда пытаются поддержать такую семью из-за ребенка. Но это тоже неправильно. Лучше не иметь семьи, чем жить в семье конфликтной, истощающей человека, где нет спокойствия.