Все статьи

Религиозный буддизм и секулярный буддизм. Введение

07 апр. 2018
1965
Робин Райт

Услышав название курса «Буддизм и современная психология», вы спросите о каком буддизме идет речь? Как и другие религии буддизм неоднороден. Как существуют различные конфессии христианства, так и в Азии существуют различные виды буддизма.
В последние десять лет мы наблюдаем возникновение феномена, которое некоторые называют «западным буддизмом». В США, Европе и т. д. Он объединяет людей не родившихся буддистами, но сделавших свой выбор в пользу буддистской практики, в частности медитации. Отличительной особенностью этого «западного буддизма» в том, что эти люди не уделяют много внимания тому, что некоторые бы называли сверхъестественный составляющей буддизма. Так, для примера, если вы возьмёте кого-то из этих западных буддистов и покажите им это

Они скажут, что это голодный дух. И многие азиатские буддисты верят, что вы можете переродиться виде голодного духа в одном из адов, если все кончится скверно. Или если дела пойдут лучше, вы можете попасть на небеса и провести там годы, прежде чем реинкарнируете снова.

Но западный буддизм не очень много внимания уделяет такого рода идеям и этом смысле содержание курса будет иметь нечто общее с западным буддизмом. Потому что мы не будем слишком часто обращаться к вещам вроде буддийских божеств или реинкарнации. И причина проста. Этот курс о научной оценки буддийских идей. Реинкарнация не просто идея, поддающаяся научной оценке. Я не знаю как устроить эксперимент чтобы проверить гипотезу реинкарнаций. В буддизме присутствуют идеи, которые бы, возможно бы, называли натуралистическими. То есть, поддающийся научным научной оценки. Множество идей о человеческом разуме. Так, например, буддизм отвечает на вопросы типа «почему люди страдают», «почему мы чувствуем тревогу и печали», «почему люди иногда не доброжелательные» и многое другое.

Способен ли ум вводить людей в заблуждение относительно природы реальности? И можем ли мы изменить наше мышление? В частности с помощью медитации? Хочу отметить, что это натуралистическая часть буддизма, аутентично в отношении буддийского наследия.

Это присутствует в ранних текстах, а также является общим местом как для азиатского буддизма так и для западного. Это нечто вроде общего знаменателя буддизма. Некоторые люди предпочитают относиться к этому как к светском варианту буддизма. Но это сомнительный эпитет. Поскольку кажется можно иметь всецело натуралистическое мировоззрение, которое рассматривает те же вопросы, с которыми он обращается к религии и позволяет людям тоже, что обычно позволяет религия.

Я считаю, что натуралистическое мировоззрение, включает натуралистический вариант буддизма, способно подарить людям ощущение осмысленности жизни, сообщить им нравственную ориентацию, утешить в тяжелые времена, придать мужества в водовороте жизни. Можете ли вы назвать эту натуралистическую версию буддизма религиозной? Зависит от того, как именно вы определяете понятия религии.

Одно из самых широких определений, которые я встречал, оставил у Уильям Джеймс, великий американский психолог, который сказал что «религиозная жизнь человека в самых широких выражениях можно определить как веру в существование невидимого порядка вещей. И наше высшее благо заключается в гармоничным приспособлении себя к этому порядку».

Буддизм таким образом утверждает, что существует невидимый порядок, к которому нам нужно себя приспособить. И речь не идёт о каком-то космическом плане. Упомянутый невидимый порядок – это истина, а том как всё устроено. Истина о структуре реальности, о человеческом бытие и сверх того - истинном Я. Согласно буддизму, эти истины часто невидимы, потому что человеческий ум содержит определённое встроенное искажение – иллюзию. Мы не видим меры ясно и буддизм безусловно утверждает, что высшее благо заключается в гармоничном приспособлении себя к этой, обычно закрытой, истине.

По сути буддизм представляет нам способ этого гармоничного приспособления. И предлагает то, что должно быть принято в качестве истины о природе реальности. Он объясняет каким образом привести нашу жизнь в соответствии с этой реальностью. Буддизм заявляет, что мы можем тем самым уменьшить страдания, и даже избавиться от него, совершенно перестраивая себя в соответствии с истиной морального порядка.

Во всяком случае таково предназначение буддизма. Оно выполнимо? Верен ли буддийский диагноз человеческого удела о природе страдания? Насколько действенно и эффективно лекарства? Наш курс главным образом об этом.

И надеюсь, я не выдам никаких секретов, если скажу - я думаю что современная психология в некотором смысле поддерживает идею буддизма. Например, я думаю, что психология демонстрирует нам определённые искажения, встроенные в человеческий разум, который приводит нас к страданиям. По моему мнению даже самые радикальные доктрины буддизма способны получить эту поддержку. В известной степени психологию также интересует вопрос о природе того, что мы понимаем под «Я».

Разумеется, когда я говорю о современной психологии, я определённо включаю сюда эволюционную психологии. Она изучает как человеческий разум был сформирован путём естественного отбора а. Я думаю, есть доказательства, что некоторые из этих иллюзий принадлежащих уму, были построены в процессе естественного отбора по причинам, которых мы ещё коснёмся. Ум определённым образом запрограммирован. Но сказать что нечто было создано путём естественного отбора не значит сказать, что это неизменно. Фактически одна из центральных идей буддизма - это перепрограммировании мозга. В частности, используя такие техники как медитации. И в каком-то смысле, нейтрализовать некоторые из тенденций, которые были встроенные в мозг в процессе естественного отбора.

Я люблю буддизм за его удивительную дерзость. Это что-то вроде бунта против создателя. Буддизм развивается по направлению противоположному логике естественного отбора, встроенным в наш мозг. Итак, должен подчеркнуть, что это не полноценный бунт против естественного отбора. Буддизм все же признают определённые элементы которые согласуются с естественным отбором включая любовь, сострадание, рациональное мышление. Но тем не менее, это основательный бунт. Может ли подобный будут быть успешным? Я уже говорил, что современная психология некоторым образом подтверждает буддийский диагноз в отношении судьбы человека. Ну что насчёт рецепта? Может ли предписание данное буддизму избавить от страдания или хотя бы существенно его облегчить? Позволил нам видеть мир более ясно? Мы услышим мнение людей, которые утверждают, что это работает. Люди, с которыми я говорил на протяжении последних нескольких месяцев. Хочу подчеркнуть, что я не заинтересован был узнать сумела ли медитация сделать их счастливее и уменьшить их страдания. Я хочу узнать возможно ли это в принципе путём повышения ясности.

Является ли рассеивания этих иллюзий, которые кажутся встроенными в нас, ключом к счастью? Просматривая этот вопрос мы услышим мнение видных психологов, с которыми я также беседовал последние несколько месяцев. Мы будем использовать разнообразные факты, сканирование мозга, эксперименты в области социальной психологии. А также узнаем у моем собственном опыте медитации. Я не являюсь хардкорным медитации и не медитирую часами. Но стараюсь медитировать каждый день. И что важно, я участвовал в нескольких недельных молчаливых ретритах (довольно интенсивных), целиком посвященных медитации. Это оказывает серьезное влияние на состояние сознания. Я был свидетелем озарений, которые случались у некоторых серьезно медитирующих, и выводов, к которым они приходили.

Эти ретриты и стали причиной того, что я решил заняться исследованиями и принялся писать об этом и преподавать это. В то же время мой интерес, естественным образом берет начало также в моей предыдущей работе. Лет 20 назад я прочёл книгу об эволюционной психологии под названием «Моральное животное». Тогда эта тема об эволюционной психологии только начала набирать силу. Затем я приступил к преподавания психологии. Между тем, меня все больше интересовала религия и я написал книгу «Эволюция Бога», в последних главах который я задался целью ответить на вопрос «может ли существовать религия, способна ли она выжить в современном мире. Имеет ли право на существование нечто такое, что можно назвать религией, при том не противоречащей современной науке.»

И теперь я возвращаюсь к этому вопросу и с нетерпением жду возможности поделиться с вами моими находками и идеями.