Все статьи

Куда уехал секс? Часть первая – самоуценка

26 мар. 2017
800
Частая тема вопроса к психологу - куда из близких отношений уезжает секс. Вначале секс был, а потом весь сплыл или сошёл на нет. Приведу лишь одну типовую психоаналитическую модель объяснения происходящего. Часто мы можем обнаружить такой рисунок: партнёр нас идеализирует и жить без нас не может, а мы его обесцениваем, и это обесценивание убивает сексуальность. То есть он наш подданный, а мы его король или королева. Испытывать возбуждение к этому подданному давно не интересно. Причём это обесценивание абсолютно необъективное. Партнёр может быть умным, обеспеченным и обеспечивающим, интересным для других, но не для нас. Вспоминаю старый случай внутреннего треугольника, когда муж не возбуждает, потому что обесценивается, а виртуально-фантазийный любовник возбуждает, но сам обесценивает. Эта динамика показывает симметрию возбуждения, идеализации, обесценивания и зависти.

Отношения часто служат не нам, а нашим комплексам. В данном случае комплексу неполноценности. Чтобы поднять самооценку, нужно с одной стороны соединяться с этой ценностью в фантазии – «любить» далёкую звезду. С другой - обесценивать всех остальных, и особенно того, кто рядом, пренебрегая, но отражаясь в зеркале его восторженных глаз. Ясно, что звезда должна оставаться далеко и лучше отвергать меня, чтобы не утратить ценность звезды, что неизбежно произойдет при близком знакомстве. А близкий должен боготворить и просто быть благодарным за то, что я рядом с ним. Можно спросить, зачем ему, этому близкому, такая отвергающая королева? Ну тут прямая отсылка к Захер Мазоху и его «Венере в мехах». Для психического оргазма достаточно пренебрежительного взгляда, а редкий секс с королевой – божественный дар нисхождения благодати.
Что делать? Осознать самоуценку и защитные манёвры, скрывающие её от себя и других. А затем наблюдать, как мы себя уцениваем. А затем обнаружить в себе изначальную ценность, проецируемую на звезду. Тогда и звезда не нужна, и близкого можно не обесценивать, а любить и хотеть.