Все статьи

Люблю, ненавижу

20 июл. 2018
507
Эмоциональная зависимость иногда граничит с безумием. Так может показаться со стороны. Но избавиться от этого патологического состояния возможно.

Случай из практики (конфиденциальность соблюдена. Клиент дал согласие на описание истории).
Мужчина, С., 30 лет, образование высшее, предприниматель, обратился с запросом, как избавиться от привязанности к женщине, назовем ее Т., с которой прожил 3 года, собирался жениться, а она ушла к другому. С. Готов простить, все забыть, делал неоднократные попытки вернуть.

Страдает: потерял сон, аппетит, работу запустил. Алкоголь не помогает, лекарственная терапия назначенная психиатром тоже.

Состояние колеблется от тревожного до полной апатии и безразличия к жизни. Тревожное состояние имеет два степени выражения: попытки предпринять еще одно действие, чтобы вернуть свою любовь и приступами агрессии по отношению к бывшей партнерше, а также ее окружению. Все это продолжается уже год.

Клиент с первой минуты стал рассказывать о том, какая его бывшая плохая, о том, как он просил ее быть внимательнее к самой себе, к своему здоровью, к своей внешности. Рассказывал о том, какие он давал ей советы, в чем ходить на работу, как вести себя с коллегами. Рассказывал долго.

Мне, честно сказать, это даже надоело немного. Его самого было очень много в этом рассказе, но он воспринимал себя только через отношение к своей партнерше, а образ этой женщины вырисовывался нечетко. Даже когда я попросила описать Т., чтобы С. Переключил свое внимание с негатива по отношению к ней, то надолго С. Не хватило, он опять «скатился» на то, что он делал и говорил, а она этого не принимала.

На первой консультации клиенту всегда хочется выговориться, и это правильно.

Известный нейролингвист Татьяна Черниговская, говорит так:

"Чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един — и психика, и тело".
Но это был не тот случай. Чем С. Больше рассказывал, тем ему становилось хуже: у него прерывалось дыхание, он путал слова, переставлял слоги в словах, на глаза то и дело наворачивались слезы.

Выговориться - не тот метод, который был показан С. И я предложила ему не говорить, а произносить гласные буквы нараспев:

«А-аааа, О-ооо, Е-ееее, И-иии, У-уууу».

По 2 минуты в три подхода, ладони при этом на коленях и отбивают ритм, и по минуте на перерыв между подходами.

Несложная арифметика – 8-9 минут и эмоциональный фон (настроение) С. Изменился. Во-первых, лицо – «маска скорби» расправилась, лицо посвежело. Во-вторых, речь стала спокойная и правильная. И самое главное - мысли, С. Наконец-то сформулировал свой запрос.

Далее мы работали с помощью эриксоновской терапии.

Через три встречи С. Сказал: Да, пошла она, не поеду, я сегодня к ее работе, караулить ее, поеду домой и лягу спать, так спать хочу».

Хотя на вторую сессию С. Пришел с твердым намерением «стереть ее из памяти», он видел это в кино, и я «как гипнолог, могу это сделать».

Но, как вы можете видеть, стирать ничего не пришлось.

С. Просто перестал страдать и мучиться. Т. Перестала занимать его мысли.