Все статьи

Давайте поиграем? Или суть транзактного анализа

06 авг. 2017
1167
Людям свойственно иногда "впадать в детство", говоря: "я не могу, попробую, прошу прощения " - отдавая ответственность собеседнику или: "фантастика, секрет, хочу, не хочу", не обращая внимание на ограничения. Или, наоборот, впадать в образ слишком требовательный к себе и другим: "надо, должен, никогда, плохо" или берущий ответственность на себя за другого: "будь осторожен, не забудь, бедняжка" и т. д. Многие узнают в двух последних высказываниях своих родителей, а в первых - себя, взаимодействующих с ними.

Эти диалоги - транзакции (от лат. transactio - сделка) могут порой повторяться снова и снова, т. к. в них мы эмоционально черпаем то, чего нам так не хватало в детстве. Именно этот мотив восполнения будет заставлять нас становиться на роли критичного и заботливого родителя и спонтанного, адаптивного ребенка так долго, пока мы не проговорим их все. Пока мы не ответим на свои вопросы: что, как, почему, где - "именно поэтому", став окончательно взрослыми. Причем довольно часто мы будем ставить других людей на роли Родителей в своей жизни, создавая сценарий привычной для нас с детства обстановки, раздавая заведомо выученные реплики, с которыми мы научились жить с детства и по-другому просто не умеем. Тем, кто согласен играть в нашем сценарии, мы будем раздавать поглаживания, а кто нет, будем копить на него фишки, испытывая при этом не настоящие, а рэкетные чувства, чтобы потом их обналичить. Мы будем также использовать фильтр на поглаживания других, чтобы не допускать их в свой сценарий. Обналичивание иногда может значить даже удаление человека из своей игры.
Поэтому участник нашего сценария не догадается, что он играет роль, пока не научится думать "по-марсиански", т. е. осознанно, не заботясь о том, чтобы все происходящее подходило под определения Родителя. Такое мышление помогает выйти из треугольника Карпмана, в котором вместо близости между людьми происходит постоянное поддержание "кривого баланса": спасатель-жертва-преследователь. С постоянно перекидываемой ответственностью с себя на других и наоборот, словно, игра в мячик. Проблема в том, что сам человек, поддерживая свой сценарий, уходит от реальности, испытывает постоянное ощущение, что он не живет на самом деле, а понарошку, словно не своей жизнью подчас задаваясь вопросом - что я здесь делаю? Кто я такой, и что мне от вас нужно? Так утрачивается свойство личности - спонтанность, способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.

Транзактный анализ (далее "ТА"), разработанный Эриком Берном в 40-60е годы основывается на взращивании трех ростков ЭГО: осознанность, интимность и спонтанность.

Так укрепляется взрослая часть личности, которая сознательно передает управление по мере необходимости в соседние структуры, без утрачивания своей автономности. Здесь важно осознание клиента, что несмотря на то, что жизненный сценарий хотя и был когда-то наилучшим способом выжить маленького ребенка, он больше не актуален, на его поддержание тратится энергия потенциала роста личности, уходящая в тревогу, а выход из него уже не приведет к катастрофе и не лишит любви и признания. Единственной верной жизненной позицией в ТА признается позиция "Все люди Ок!", и именно с признания этого факта жизни начинается работа с клиентом. Второй важный момент - контракт на изменение, который строится словами того Ребенка, который все еще "повторяет" в человеке его Раннее Решение и должен быть понятен ему на всех трех уровнях.

Весь жизненный опыт человека переворачивается со стороны "почему это именно со мной, за что мне это? И кто виноват?", на обратную сторону этой медали "как это произошло, и как в будущем я могу применить этот опыт?". Так ответственность за жизнь человека передается в его руки. Весь сценарный план родительских предписаний: "будь лучшим, радуй других, будь сильным, пытайся, спеши", переворачивается на: "будь собой, нравься себе, будь открытым к желаниям, делай на 100%, не торопись". Снимается фильтр на поглаживания позволяя человеку идти на контакт, быть благодарным, освобождает от бесконечно нагромождаемых друг на друга паттернов, подобных подвигам Геракла, страхов Домокла, мук Тантала, одних и тех же грабель Арахны и Сизифова труда, как раз и вытекающих из этих установок и позволяющих некогда структурировать время. По мере возрастания психологического риска структурирование времени делится на уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры и интимность. За счет увеличения зоны деятельности и интимности, подразумевающих открытое выражение подлинных чувств, опыт человека преображается и обогащается. В его поведении, могут быть проанализированы следующие способы реализации пассивного поведения: игнорирование, ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, исключение, беспомощность и насилие, по сути своей являющиеся состояниями реализующими искажение восприятия реальности, с тем, чтобы она вписывалась в сценарий. Свобода от сценария таким образом и подразумевает поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность "здесь и теперь". Свобода от сценария позволяет решать задачи не находясь в состоянии пассивности, не игнорируя реальность, не искажая ее, а реагируя на нее адекватно, и является по Э. Берну Автономностью. Это состояние реализуется Свободным Ребенком, предварительно убедившемся в безопасности своих действий благодаря установлению контакта со Взрослым и обеспечению Родителем необходимой защиты.