Все статьи

Прошлое, предназначение и ясное сияние чистого разума. Три цели анализа и самоанализа

19 июн. 2019
1564

Главная идея фрейдистского психоанализа в том, что наше современное поведение находится под сильным воздействием прошлого. Нам только кажется, что мы ведём себя рационально, адекватно реагируя на текущую ситуацию. Большая часть наших реакций, эмоций и мыслей определяется нашим прошлым, точнее, ранним детством. Именно там сложилась структура нашего характера, определяющая картину мира, поведение и отношение с другими. Мы продолжаем выживать и получать радость так, как мы научились в первые годы или месяцы нашей жизни. Мы продолжаем использовать те же схемы, которые работали тогда. Мы постоянно проецируем на других, тех близких, кто окружал нас в раннем детстве. Как сказал Д. Холлис, мы постоянно общаемся с призраками прошлого.

Значит, главная задача для самоанализа - увидеть за своей реакцией реакцию своего внутреннего ребёнка. Могу ли я его успокоить и проявить здесь по-настоящему взрослое поведение? Скажем, если мне хочется грудь, а мне её сразу не дают, должен ли я громко скандалить и требовать её, а потом завистливо мстить, пытаясь эту грудь разрушить? Скажете, такое младенческое поведение не многим свойственно? Не соглашусь. Посмотрите, как легко вспыхивает холивар по пустяковым поводам в ленте. А всегда ли вы можете сдержаться от разрушения другого, хотя бы у себя в голове? Не стать младенцем, когда его поведение не соответствует вашим ожиданиям?

Юнг предложил другой взгляд на понимание бессознательного. Наше настоящее определяется не столько причиной, то есть детским опытом развития, сколько целью и предназначением. Так же, как из зародыша по удивительному и невидимому плану возникает взрослый организм, так же из зародыша нашей психики разворачивается наша судьба. У нашего бессознательного есть цель - стать тем, кем мы предназначены стать. Частая метафора используемая юнгианцами - это бабочка, появляющаяся из кокона. Но если у бабочки нет другого предназначения, кроме размножения, то человек может внести свой вклад в строительство сложной человеческой культуры. «Сердце будущим живёт». Даже на пороге смерти мы не можем не думать о будущем, стараясь повлиять на него, пусть даже если оно будет уже без нас.

Значит, мы бессознательны и распяты между прошлым нашего детства и будущим общественного предназначения. Обычно мы слепы и не видим двух этих мощных сил, определяющих наше поведение и заставляющих нас страдать. Мы постоянно приносим в жертву прошлому и будущему чистое восприятие настоящего. Для йога и мистика важно освободить непосредственный свет реальности от кармы прошлого и будущего, развернуть материализацию в обратную сторону к чистым энергиям. Вот почему в психоанализе не приветствуется отреагирование в действии своих переживаний. Вот почему для освобождения нужно в начале освободиться от навязчивой деятельности и начать медитировать. Остановить привычную суету ума и начать понимать его природу. Без такой остановки сложно сделать разворот биологически-социального предназначения к его свободной сути. Уже потом можно внести это состояние недеяния и ясной пустоты в любую деятельность.

Но если посмотреть на бессознательное ещё более юнгиански, то предназначение каждого - в индивидуации. То есть в том, чтобы вступить и продолжать диалог с бессознательным. Только через такой диалог Юнг видел возможность для западного человека удовлетворить его религиозную потребность и найти путь к себе. Без этого диалога мы остаёмся во власти бессознательного. А через него мы и само бессознательное можем сделать чуть более сознательным, более гуманным и чувствующим, и не только личное, но и коллективное. Как Архаичный Бог становится сострадательней через страдания Иова, так и бессознательное может трансформироваться через этот диалог.

А чего больше в вашем анализе, самоанализе или терапии? Освобождения от прошлого, раскрытия чистого мгновения присутствия или диалога с бессознательным, способствующего индивидуации? А может, кому-то повезло, и он может обнаружить все три?