Все статьи

Стратегия формирования психологического мышления персонала и родителей в дошкольном учреждении

30 авг. 2016
927
«Человек образованный знает,
где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель

Статья рождена в период, когда я работала психологом в дошкольном учреждении. Мне повезло создать за 10 лет работы психологизированное поле на территории детского сада, где общение с психологом всех обитателей садика, от детишек, до персонала, и до родителей воспитанников носил терапевтический и психопросветительский характер.
И так, практическая психология в действии.
"Степень реализации основных направлений профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения (психодиагностика, психопрофилактика и просвещение, психологическое консультирование, коррекция и развитие) зависит от многих факторов, и один из них - это уровень психологизации педагогического коллектива и родителей.

Психологизированный педагог или родитель понимают назначение психолога в коллективе, принимают и выполняют осознанно рекомендации психолога, знают с какими проблемами можно обращаться к психологу, активно пользуются услугами психологической службы.

При построении конструктивного взаимодействия психолога с педагогами и родителями создаются условия наиболее эффективного решения целого ряда детских проблем.

В каждом из рассмотренных ниже направлении работы психолога, можно отметить приемы, позволяющие активизировать процесс формирования психологического мышления воспитателей и родителей.

1. Психодиагностика
При сборе психологом первичной информации о детях и при текущих исследованиях, воспитателям раздаются карты наблюдений, опросники, при заполнении которых воспитатель акцентируют свое внимание на психологических особенностях и эмоциональных проблемах детей.

- Что вас беспокоит в поведении ребенка?
(агрессивность, застенчивость, лживость, тревожность, замкнутость, другое)
- Как вы определите статус ребенка в группе?
(изолированный, популярный, лидирует, другое)

Изучение психологом уровня возрастного развития дошкольников позволяет родителям и педагогам получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка и о возможных проблемах его возрастного развития.
На основе анализа возрастных, личностных и коммуникативных особенностей детей проводятся индивидуальные консультирования родителей, выдаются в «тетради психолога» рекомендации воспитателям.

2. Психопрофилактика и просвещение
На родительских собраниях родители получают информацию о возрастных особенностях детей и основных психологических потребностях каждого конкретного возраста. Родители с помощью психолога определяют темперамент своего ребенка, репрезентативную систему индивидуальной модели восприятия, отвечая на вопросы опросников, сами рассчитывают уровень своей тревожности, рисуют и получают интерпретацию проективных тестов.
Все эти приемы вызывают у родителей повышенный интерес к психологии.
Весьма эффективным средством повышения психологического мышления родителей является
10-ти часовой тренинг родительских отношений (Майк и Терри Квин), который ежегодно проводится в нашем детском саду.
В каждой группе, в «уголках психолога», размещается различная психологическая (сменная) информация
На плановых семинарах и лекциях для воспитателей обычно проводятся мини - тесты, обработку которых делают сами воспитатели, психологические игры, способствующие самопознанию и пониманию другого.
Большой интерес у воспитателей вызвали психологические характеристики, полученные ими по результатам теста 16 PF (Cattel).
Проведенный с воспитателями тренинг формирование гуманистической модели общения с детьми позволили педагогам лучше разобраться в себе, тоньше прочувствовать ребенка.

3. Коррекция и развитие
Информация о работе созданных психологом на основе первичной психодиагностики коррекционно-развивающих и профилактически-развивающих групп помещена в «уголках психолога» в каждой группе. Родители получают информацию о том, когда и на какие занятия с психологом ходят дети группы. При желании родители могут посетить занятия, в котором участвует их ребенок. Воспитатели так же принимают активное участие в снижении психологических проблем детей. Индивидуально-личностный подход к детям обеспечивается подробными рекомендациями в «тетради психолога» по каждому обследованному ребенку. Для снижения эмоциональных и коммуникативных детских проблем воспитателям предлагаются коррекционные групповые игры.
Воспитатели ознакомлены с приемами разбора конфликтных детских ситуаций, и с приемами работы с агрессивными, конфликтными детьми.
Воспитатели наблюдают за отношением детей к занятиям по специально разработанной схеме, позволяющей выделить и оказать помощь не включенным в занятие детям.

4. Психологическое консультирование
Консультирование родителей и воспитателей в основном проводится по запросу.
Для активизации психологического мышления родителей используются следующие приемы:
  • анкетирование родителей (сбор первичной информации о детско – родительских отношениях, взятие разрешения родителей на психодиагностику ребенка);
  • информационный листок в группе о начале психодиагностики с приглашением родителей присутствовать на диагностике своего ребенка;
  • «уголки психолога» в каждой группе с указанием графика работы службы психолога;
  • родительские собрания с презентацией психологической службы детского сада (в начале учебного года);
  • психодиагностика старших дошкольников по готовности к школе в присутствии родителей.

Рассмотренные выше направления деятельности психолога раскрыты под углом влияния на психологизацию педагогов и родителей. Используемые вербально - коммуникативные и невербальные средства в практической работе психолога способствуют формированию психологического мышления. Об этом может свидетельствовать анализ запросов (обращений за психологической помощью) персонала (постоянный контингент) и родителей (сменный контингент) детского дошкольного учреждения.

Представленный графики позволяет проследить динамику обращений за психологической помощью (в течение 5 лет):
год /// количество запросов к психологу персонала ДУ
2002/2003. ////16
2003/2004. ////22
2004/2005. ////37
2005/2006. //// 54
2006/2007 /// 69

год /// количество запросов к психологу родителей
2002/2003. //// 30
2003/2004. //// 42
2004/2005. ////65
2005/2006. //// 76
2006/2007 //// 94

В заключении хочется отметить, что психологизация персонала и родителей – это процесс длительный, требующий определенных усилий психолога и, конечно же административной поддержки. "