Все статьи

Осознанный выбор ребенка

20 авг. 2017
693
"А если я закончу 11 классов, а не 9 - это будет высшее образование? " - вопрос дочки в очередной раз застал меня врасплох. Нет, не потому что я не знала на него ответа, меня поразило, что об этом вообще зашла речь. До этого дочкины планы на образование звучали так: "9 классов и курсы", постепенно они трансформировались в "9 классов и колледж", и "ну, возможно, когда-нибудь потом, если захочу, я поступлю в институт". А тут разговор про 11 класс от моего ребенка, который еще недавно говорил, что ненавидит школу и ни в жизнь не будет учиться 11 лет. Лена очень умный и способный человек, она легко учится всему, что ей хоть сколько-то интересно и пусть с трудом, но умеет преодолеть себя и заниматься неинтересным, если понимает, для чего это "неинтересное" нужно. За чуть больше чем полгода в новой школе - прогресс, что в знаниях, что в отметках огромный, учителя ее любят, одноклассники тоже, но задержаться там на лишний два года дочке казалось немыслимым - включался стереотип "Я - дура, учеба - это не мое". "Я буду визажистом. Я с 7-ми лет хочу им быть", - звучало раньше в ответ на все наши с мужем попытки поговорить про будущее. Сама по себе перспектива иметь в семье визажиста нас нисколько не пугала и не пугает. Дочка хорошо чувствует цвет, неплохо рисует, искренне радуется, когда может помочь другому человеку стать красивее и увереннее в себе, старается быть чуткой и выдержанной в общении, с интересом смотрит видео про макияж. В общем, задатки визажиста в ней есть. Но помимо этого, мы видим в ней много других способностей и интересов и нам очень хотелось дать ей возможность ощутить свои силы, попробовать себя в разных сферах. Кажется, чего проще, ну, отдай ты ребенка в такой кружок, а еще вот в такой и нет проблем. Но проблемы есть. Помимо того чтобы развить какие-то способности или овладеть навыками, эти способности и навыки надо признавать, и признавать, как что-то ценное для тебя самого и для других людей. И то, что дочке сложно увидеть свои сильные стороны и даже описать навыки, я поняла еще на этапе составления резюме для проекта "Шаг вперед" компании Кюне+ Нагель (это благотворительный проект, направленный на профориентацию детей-сирот, в том числе детей, находящихся под опекой):- Ну, что я умею? - Это, это, еще вот это, - обсуждала с ней я. - Да, кому это нужно! Не буду я такое писать! Вот это "да, кому это нужно", за которым читается "кому я нужна и что я такое", наверное, одна из основных проблем приемных детей. Проект стал для нас с дочкой тем самым мостиком, который, я надеюсь, поможет ей поверить в собственные силы и способности. Кружок - это то, за что платят мама и папа, педагоги - это люди, которые в силу профессии и работы должны относиться к тебе снисходительно. Проект - это другое. Это собеседование и отбор, это жесткое слово куратора: "Лена, это последний раз, когда за тебя отвечает мама". Это вхождение в мир взрослых, где, конечно, делают скидку на то, что ты ребенок, но только в том смысле, что тебя надо учить, а не прощать и умиляться, что бы ты не натворил. За неделю летнего проекта дочь ни разу не проспала, хотя тяжело встает, и ни разу не попросила меня ее разбудить; стала отлично ориентироваться в схеме метро, а раньше, когда мы пытались ее научить, даже слышать про это не хотела; ни разу не пожаловалась нам на трудности и даже стала гораздо выдержаннее в общении (Лена очень горячая и эмоциональная, и мы с мужем хорошо понимаем, чего ей стоит не вспылить в какие-то моменты). "Тебе помочь? ... Я взрослая (спокойно и без вызова), я должна сделать это сама," - слышалось всю неделю дома. Это было приятно. Если раньше дочка могла попросить моей помощи в каком-то деле и вспылить, что я не угадала, как именно надо ей помогать, то теперь старается обрисовать, что нужно и принимать помощи, сколько нужно, а не как можно больше. Значит, чувствует себя увереннее, не впадает в панику при решении новых задач. И впервые она стала рассматривать какие-то перспективы на будущее кроме карьеры визажиста. Я не знаю, кем в итоге захочет стать наша дочь и какое образование получить, мы будем любить и уважать ее вне зависимости от профессионального выбора и карьеры. Но нам очень важно, чтобы это был именно осознанный выбор, а не попытка уцепиться за привычное, безопасное, хоть как-то знакомое.