Все статьи

Как обрести уверенность в материнстве

25 окт. 2017
932
База, на которой строится материнство – это детство самой матери. Как оно прошло? Было ли радостным или тревожным? Было ли безопасным или непредсказуемым? Стал ли этот опыт тем, на что можно опереться в воспитании детей? Часто современным мамам не удается в достаточной мере положиться на собственное детство.

И тогда внутри появляется много вопросов и сомнений, и на родителей выливается тонна противоречивых советов и рекомендаций.
А ведь бывают мамы уверенные, которые легко отвергают ненужную критику, легко успокаиваются после тревожных новостей, умеют отстаивать свою позицию с бабушками и врачами.

Не у всех мам такое поведение включается само собой. Но есть хорошая новость - к уверенному материнству можно прийти. Однако, путь этот не из простых, и требует погружения в себя, размышлений о своем детстве, анализа мыслей и действий.

Опираясь на свою практику, я предлагаю механизм построения родительской позиции, который поможет мамам обрести уверенность в воспитании детей.

Что такое родительская позиция и зачем она нужна

Это ценности и установки родителей, ожидания, методы и стратегии воспитания. Когда здесь нет противоречий, то с детьми все идет более менее гладко. И в случае неприятностей достаточно свериться со своим внутренним компасом и следовать дальше.

Но часто в этой базе много всего намешано, словно в супе. Что-то досталось в наследство от бабушек, что-то нашептала мама, что-то принято сейчас в обществе. Есть, конечно, и свои идеи, но им бывает сложно поверить. Социальные установки и мамины чары оказываются сильнее.

Вот если бы можно было все это перебрать по кирпичикам, и оставить только самое полезное и приятное! Как раз это и называется построением родительской позиции.

Ты же мать!

Начнем с социальных установок. Они обычно звучат как «мать должна быть такой-то», «ребенку обязательно нужно дать то-то и то-то». Жесткие, безоговорочные, безапеляционные, противоречивые.

Например, в обществе сейчас очень популярна установка «с детьми нужно дружить и создавать близкие и доверительные отношения». Это хорошо для детей – да! Но у многих мам нет опыта близких отношений с родителями в собственном детстве, и тогда непонятно, на что опираться при построении контакта с детьми. А ведь эта установка довольно жесткая, и если идеальные отношения в семье не складываются, у мамы возникает чувство вины, безысходность, бессилие.

Есть и другая установка – «дети должны быть успешными». И тогда мама стоит перед выбором, с одной стороны ей говорят, что отношения с ребенком важнее всего, с другой - что он должен ходить на несколько кружков, в 5 лет изучать математику, английский и китайский, даже если не остается времени на контакт с мамой.

И таких противоречий – уйма! Если не сделать собственный отбор установок, то они будут частенько досаждать, забирать энергию и силы.

В практическом блоке вы найдете вопросы, которые помогут разобраться. Но при выполнении этого блока, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности – будьте внимательны к своему состоянию. Если вопросы окажутся слишком волнующими, возможно, стоит отложить выполнение упражнения. Если вам невыносимо думать обо всем этом, но хочется изменить свое материнство – пожалуйста, обратитесь к специалисту, который сможет создать для вас безопасную атмосферу и поддержать процесс изменений.

Разложим все по полочкам: берите блокнот и ручку

Вспомните все возможные установки по поводу материнства, которые на вас влияют. Какие-то пришли из детства, какие-то вы обрели в подростковом возрасте или наработали уже во взрослой жизни. И каждую установку рассмотрите на предмет, подходит ли она в сегодняшней жизни вам и вашей семье.

1. Для этого ответьте на вопросы:

· Какие стереотипы и установки по поводу воспитания давлеют сейчас в обществе и влияют на вас?

· Когда и как вы познакомились с каждой установкой?

· Что вы думаете о каждой установке? Вы согласны с ней? Как она влияет на вас?

· Вы бы хотели иначе?

2. Теперь разделите все установки на 3 блока:

- благоприятные - которые вам подходят, хорошо влияют на вас и на воспитание детей,

- неблагоприятные – которые мешают, вредят, мучают,

- спорные – не всегда сразу ясно, куда отнести установку, или же в ней есть и приятное и мешающее одновременно.

3. Подумайте, какие действия соответствуют каждой благоприятной установке, и начните поступать именно так. Это приведет к усилению полезных установок.

Например, «Делу время – потехе час». Допустим, вам эта установка подходит. Как же ее усилить? Можно сделать четкий распорядок дня и разделение обязанностей. Без фанатизма, но так, чтобы всегда было понятно, какое дело и когда следует выполнять детям, и какие развлечения встроены в эту программу.

4. Неблагоприятные установки – самое сложное. Их нужно трансформировать или менять на благоприятные.

Например, «Ты – мама, все остальное неважно». Что вы слышите здесь?

Как вариант: «Откажись от всего, у тебя не должно быть ничего, только ребенок!» И сразу появляется тяжесть, чувство вины после похода на маникюр или на работу. Похоже в этом случае, установка для вас неблагоприятна.

И что же противопоставить такому сильному стереотипу? Например, можно найти баланс. Чтобы и свое что-то успевать хотя бы в минимальном объеме, и потребности детей удовлетворять, и другие важные вещи делать.

И тогда новой установкой может стать «Я – мама, и мне важен баланс Я-СЕМЬЯ»

5. Спорные установки нужно уточнить, переформулировать, довести до уровня благоприятных или отбросить.

В качестве примера возьмем установку «Детям – все самое лучшее». Почему она может оказаться спорной? С одной стороны, конечно, для детей мы хотим только хорошего. Но с другой стороны, детский сад – это самое ли хорошее? Наверное, могли бы быть и другие варианты. Но детский сад дает возможность родителям иметь заработок, свои интересы. И если в садике детям хорошо, и потребности удовлетворяются – то баланс найден. И можно переформулировать установку в «Детям – по потребностям и по возможностям родителей».

Это очень глубокая работа, она может потребовать времени и сил. Хорошо делать ее частями. Сначала – только выписать все установки. Потом брать их по одной и исследовать. И еще раз напомню, следите за своим состоянием при выполнении этой работы.

В идеале коррекцию родительской позиции важно проделать обоим родителям индивидуально, а потом обсудить результаты. Если мама не одна воспитывает детей - то это общая родительская задача.

Есть и другие вопросы – работа с ценностями, переосмысление детского опыта, выбор воспитательных стратегий. Но именно работа с установками часто становится первым шагом к уверенному родительству.