Все статьи

Диффузные органические заболевания головного мозга

18 мар. 2017
2612
Диффузные органические заболевания головного мозга

Это собирательная группа, в которую обычно попадает целый ряд расстройств, вследствие которых страдает вещество головного мозга, но при этом отсутствует какой-либо локальный очаг.
Классический психоорганический синдром отличается именно тем, что здесь нет локальности.
В классической патопсихологии описывается целая группа заболеваний, входящих в эту группу:

  • сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз и их следствия) – это тот классический случай, когда основу картины особенностей психической деятельности будут составлять т. Н. Медленно нарастающие нарушения умственной работоспособности;
  • травмы головного мозга (обычно все же закрытые, а не открытые), в т. ч. Последствия коммоций (сотрясений), контузий (ушибов) и компрессий (измененное давление). Во всех случаях выраженность психоорганического синдрома, вызванного травмой, будет зависеть от степени травматического поражения;
  • последствия нейроинфекций (менингиты, энцефалиты etc) плюс вещи типа рассеянного склероза (постепенно нарастающая демиелинизация нервных волокон);
  • интоксикационные поражения;
  • расстройства, возникающие в результате радиационного поражения.

Синдромообразующим фактором в случае с психоорганическим синдромом является органический фактор. Соответственно, на первый план выступят такие особенности психической деятельности, как нарушения умственной работоспособности. Все симптомы, обусловленные нарушением динамики, будут попадать в категорию первичных симптомов. Здесь возможны 3 варианта:
  • инертность (замедление) психической деятельности;
  • ускорение темпа психической деятельности;
  • лабильность психических процессов.

Для классических психоорганических синдромов в наибольшей мере характерно явление лабильности психических процессов с достаточно быстро наступающей психологической истощаемостью. Явления тотальной инертности здесь наблюдаются не так часто (это больше к эпилепсии). При лабильности всю психическую деятельность субъекта можно описать через пилообразную кривую работоспособности. Что здесь происходит: сначала больной имеет трудности с «входом в задание», а потом у него наблюдается достаточно быстрая истощаемость. На протяжении всего времени исследования работоспособность «скачет» по типу /\/\/\/\/\/\. В этом смысле увидеть лабильность довольно просто. Если испытуемый находится в верхней точке пилообразной кривой, то он демонстрирует ускорение ассоциативного процесса и высокий уровень доступных обобщений (норма либо выше нормы), а также малое количество ошибок при выполнении самых разных задач. Если же он находится «на спаде», то налицо будет весь набор явлений инертности, снижение уровня обобщения (вплоть до обобщения по латентным и конкретно-ситуационным признакам), рост числа ошибок, а также признаки дезорганизации психической деятельности, с которыми пациент производит впечатление «сниженного». В основе этих явлений лежит снижение тонуса сознания: лабильность не может затрагивать только мышление, оставляя интактными другие психические процессы. Соответственно, график «a-la пила» можно применить для описания всех сторон психической деятельности такого больного. Инертные фазы будут сравнительно непродолжительными.

Для того чтобы увидеть признаки лабильности, используют классические сенсомоторные пробы: таблицы Шульте, корректурную пробу Бурдона и счет по Крепелину. Чисто феноменологически явление лабильности бывает сложно отличить от явления разноплановости мышления. Разница состоит в том, что при разноплановости одновременно существуют несколько планов решения одной задачи, но это не получает выражения в специфической пилообразной кривой работоспособности, тогда как в случае с лабильностью обычно легко разделить периоды, когда больной состоятелен в выполнении заданий, а когда не очень. При этом амплитуда «пилы» может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей больного (в т. ч. Преморбидных особенностей или специфики заболевания). Можно предположить, что чем тяжелее состояние пациента, тем шире будет разброс этой амплитуды.

Проявления диффузных органических заболеваний мозга в разных психических процессах

1. СФЕРА МЫШЛЕНИЯ
Классическая лабильность с кратковременными эпизодами потери целенаправленности решений (похожие вещи уже были у больных шизофренией, но здесь немного другое – пациент вроде бы старается выполнять задание, но в какой-то момент «теряется» и начинает делать ошибки, после чего постепенно приходит в норму). Снижение уровня доступных обобщений в моменты «спада»: в т. ч. При прохождении методики «классификация предметов» больной будет выделять одноименные группы;

2. СФЕРА ПАМЯТИ
Кривая воспроизведения 10 слов также будет иметь «пилообразный» профиль – больной будет воспроизводить то 4, то 9 слов, часто с тенденцией ухудшения качества запоминания у 5-му эпизоду заучивания (издержки общей утомляемости и истощаемости таких больных);
При работе по методике пиктограмм лабильность будет проявляться как в качестве рисуемых символов, так и в качестве воспроизведения. Больной будет рисовать то очень простые, то очень сложные символы – причем это будет зависеть не от объективной сложности предложенного для запоминания понятия, а от специфики внутреннего состояния больного. То же самое с воспроизведением.

Явление лабильности считается более сложным, чем явление классической инертности. Как правило, на фоне увеличения тяжести органической симптоматики, у больного обычно исчезает и пресловутая «пилообразность», из-за чего видимая картина приближается к достаточно грубой инертности. Проявления нарушений памяти здесь в чем-то сходны с симптомами корсаковского синдрома (инертное воспроизведение 4-5 элементов – вместо «пилы» будет «прямая», а также фиксационная амнезия (нарушение памяти на текущие/недавние события), сопровождающаяся конфабуляциями (
Компенсаторный симптом, позволяющий заполнять амнестические пробелы (человек вспоминает то, чего не было). Конфабуляции всегда несут оттенок индивидуального опыта).

Для возникновения классических конфабуляций необходимы 2 фактора:
  • динамический фактор (конфабуляции возникают в силу инертности);
  • компенсаторный характер.

Кроме того, здесь будет фигурировать нарушение ориентировки в месте, времени и собственной личности. Основным нейрофизиологическим механизмом корсаковского синдрома является патологически сильное ретроактивное торможение (свежие следы считываются лучше, чем прежние), в силу чего компенсация становится очень сложной, а в условиях воздействия любой интерферирующей задачи продуктивность резко падает.

3. СФЕРА РЕЧИ
Речь пациента с психоорганическим синдромом отражает общую тенденцию чередования инертности с ускорением. Есть хороший ассоциативный эксперимент: просим испытуемого закрыть глаза и в течение минуты называть нам существительные в максимально возможном темпе. Условно здоровый субъект за эту минуту должен назвать 20-30 слов. Считается, что понятия называются тематическими «гнездами» (например, испытуемый начинает перечислять все, что относится к тематике воспитания детей и называет группу из 10-12 слов). При ускорении ассоциативного процесса картина качественно иная: больные выдают более чем по 20-30 слов, а некоторые еще и успевают рифмовать их в стихи. При классической инертности обычно фигурирует 1 монотематическая группа существительных, растянутая во времени (т. К. Больным тяжело переключаться с темы на тему). Все амнестические западения таких пациентов будут актуальны и для речи; «комментирующее резонѐрство»: если при шизофрении резонерство монологическое, а при эпилепсии – морализаторско-нравоучительное, то больные с органическими заболеваниями мозга прибегают к резонерству при столкновении со сложной задачей.

Бывают крайне сложные ситуации, когда оказывается, что на фоне психоорганики у больного наблюдаются еще и психотические проявления. В отношении таких пациентов не сразу можно поставить дифференцированный диагноз, ибо часто сходу не ясно, что это – психоорганический синдром или все- таки шизофреническое расстройство. Разница в том, что во втором случае не должно быть никакой лабильности. Соответственно, если лабильность наблюдается у пациента с психозом, бредом и галлюцинациями – то это либо последствия нейролептического лечения (хотя тут скорее вылезет инертность), либо все-таки психоорганика. Здесь возможны определенные сложности с лечением: пациентам с психоорганическими нарушениями противопоказано лечение нейролептиками, а психоз снимать как-то надо. Поэтому в таких случаях стараются выбирать препараты, нормализирующие общее состояние головного мозга. Если же применять нейролептики, то психоз снимется, но общая тяжесть психоорганического расстройства только усилится.

Изменения личности при психоорганических расстройствах
Если при классической инертности больные демонстрируют стойкие жизненные программы, то при лабильности наблюдается тотальная неустойчивость во всем. В числе особенностей – неустойчивость побуждений, нецеленаправленность, достаточно легкий отказ от своих намерений. Неустойчивая самооценка всецело подчинена не столько внутриличностной логике пациента, сколько логике его работоспособности в данный конкретный момент. Кроме того, неустойчивость будет проявляться в части функций программирования, регуляции и контроля, из-за чего личностные особенности больных будут терять свою «сглаженность» и проявляться более явно (напр. То, что было выражено на уровне акцентуации, перейдет на уровень психопатии).

Психоорганические расстройства: патопсихологический синдром

Первичный фактор: нарушения динамики психической деятельности по типу лабильности:
  • истощаемость;
  • нарушения памяти и внимание (в т. ч. Сужение объема внимания); неустойчивость внимания и мышления;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • высокая сензитивность со склонностью к аффективным вспышкам.

Вторичные симптомы:
  • конфабуляции;
  • феномен намеренного замедления темпа выполнения решения задач;
  • неустойчивость самооценки, в ряде случаев – страх неуспеха; неуверенность в своих силах и ориентированность на оценку себя извне
  • (аффилятивная потребность);
  • сокращение временной перспективы мотивации

В грубых случаях имеет место тотальное снижение всех сторон психической деятельности – здесь уже не будет лабильности, а будет грубая инертность и истощимость. Однако в ряде случаев возможна успешная компенсация – и тогда симптоматика разворачивается в обратном порядке (напр. Сначала вторичные симптомы, потом первичные)