Все статьи

Формирование нервной системы ребенка

18 апр. 2017
1188
Морфогенез нервной системы включает в себя:
  • Гистогенез - образование специализированных т. к.аней;
  • Органогенез - развитие органов и систем;

С помощью нервной системы, обеспечивается регуляция органов. И здесь поведение женщины и ее состояние могут оказать существенное влияние.

Гистогенез - формирование самой по себе нервной ткани. Наша нервная ткань особенная: нет процессов регенерации нервной ткани у взрослого организма. Рост ткани присущ только для ранних стадий эмбриогенеза. Из этих нервных клеток строится нервная система. Через несколько месяцев после рождения гистогенез заканчивается и нервные клетки только разрушаются. Поэтому - очень важно, как происходит формирование нервной ткани.
Например, нервная ткань погибает от антибиотиков. Если это происходит в период эмбриогенеза, количество потерянных клеток в геометрической прогрессии откликается серьезным дефектом (это значит, что из них не получится еще какого-то количества нервных клеток).

Нервная система развивается, обеспечивая функциональный орган. Это некоторая группа клеток, которые между собой связаны и функционируют совместно.

1 триместр

К третьей неделе, сфера вытягивается в цилиндр и ее называют нервная трубка. Сначала эта трубка не закрыта. Это открытый цилиндр. Но у него начинает формироваться головной и хвостовой отдел. За счет того, что там рост клеток более интенсивный. Нервные клетки могут мигрировать.

Нервная трубка закрывается на четвертой неделе. Сначала с головного, потом с хвостового конца. Здесь возможны нарушения. Если трубка не закрывается с головной части, плод не жизнеспособен и погибает. Мозг не формируется вообще. А вот если не закрывается с хвостовой части, то плод жизнеспособен, но не работает нижняя часть тела. Нервная система не обслуживает эту часть. Это серьезное нарушение развития. От чего это случается? Недостаток витамина B - витамин для формирования нервной системы.

В6 и В12 находятся в большом количестве в черном хлебе и кашах.

Мы знаем, что для формирования организма нужно много веществ. Есть такое представление о том, что как только организм появится, я тут же его обеспечу. Но оказывается, обменные процессы очень медленно перестраиваются. Если организм долгое время получает определенную дозу одного или другого вещества, он очень долго довольствуется тем рационом, к которому он привык (два-три месяца перестройка на другую норму обменных процессов). Женщина должна менять свой рацион, хорошо если за полгода до планируемой беременности.

Пятая неделя: После закрытия трубки, начинается гистогенез - невероятно быстрое продуцирование клеток. 100 тысяч клеток в минуту. Если у организма нету ресурса, он не был готов к таким нагрузкам, то он может пострадать в этом звене. Клетки продуцируются и разбегаются: мигрируют в головной отдел и вдоль, образуя спинно-мозговую и периферическую нервную системы.

12-13 недель - появляются первые рефлексы. Глотательный рефлекс (с этого момента ребенок начинает заглатывать околоплодную жидкость). Дыхательный рефлекс (ребенок дышит, носовыми полостями вдыхая ту же самую околоплодную жидкость и выдыхая ее же). Поскольку в околоплодной жидкости могут находиться кусочки ткани, ребенок начинает чихать и икать. Появляется хватательный рефлекс. Этот рефлекс опять таки идет от приматов, где он невероятно ценен: детеныш шимпанзе хватается за шерстку матери и держится, не мама его держит. Исследователи говорят, что ребенок захватывает пуповину, если та случайно прикасается к кисти ребенка. Но является ли это свидетельством психической жизни? Если случайно попадает в рот пальчик - раз есть сосательный рефлекс, тот делает сосательные движения. О здоровье нервной системы часто судят о стойкости рефлекса.

Чем раньше мы откроем женщине ребенка как живого субъекта, тем больше вероятность, что она будет ориентировать на него свое поведение. В норме говорят, что женщина начинает только к 20й неделе воспринимать ребенка как субъекта. Чем раньше она его будет воспринимать в качестве живого человека, тем для нас лучше. Поэтому, в работе с женщиной важная задача - чтобы она начала раньше воспринимать ребенка как субъект.

Следующая важная точка - 16 недель. Понятие «анализатор» - понятие из ВНД, это функционально воспринимающая система. У нас есть органы чувств. Любой орган чувств имеет сложную структуру, он состоит из рецепторов - воспринимающих нервных клеток, проводящих путей (эта информация от рецепторов должна пройти, она поступает к ЦНС, там она обрабатывается и соотносится с информацией от других), таким образом мы обретаем чувствительность. Кроме того, в НС есть рефлекторная дуга - заданный рефлекторный ответ на информацию от окружающего мира (прикоснулись к горячему - одернули руку). Анализаторы состоят из многих элементов, они позволяют чувствовать и нюхать вкус. К 16й неделе формируется структура анализаторов: то есть, есть воспринимающая, проводящая и некоторая ответная реакция. С этого момента мы можем говорить о том, что ребенок во всех модальностях воспринимает окружающую его среду. Если в 4 недели замкнулась нервная трубка, мы прикасаемся к этому организму, он реагирует на прикосновение, но недифференцировано (напрягается в ответ на прикосновение).

На 16-й неделе, мы видим дифференцированную реакцию на разные системы восприятия: прикасаемся к животу и ответ рефлекторный. Он всегда будет откликаться на наше прикосновение. Если мама ест лимон или перец, - острые вещества, которые тут же попадают на воспринимающие клетки, он чихает. Меняется зрачковый рефлекс при изменении освещенности (меняется рефлекс, если мама в летний день вышла на солнышко). Если уронить за спиной мамы книгу, ребенок группируется и занимает оборонительную позицию.

Сложились анализаторы - еще один повод наделить ребенка психической жизнью. К вопросу о формировании анализаторов - физиологи описывают этот процесс как фантастический, чтобы от рецепторов прошел сигнал по проводящим путям. Как эти клетки соединяются? У нас прижизненно также формируются нервные связи. Что для этого надо? Многократное повторение одной и той же последовательности стимул-реакция. И сочетание каких-то возбуждений (аксон дотянулся куда надо и укрепился в этом положении). В пренатальный период все не так, никакой специальной работы не происходит: из нервной клетки вырастает аксон и тянется к той нервной клетке, которая предусмотрена в схеме. Это не связано с происходящим вокруг: с внешним воздействием это не связано никоим образом, это чистое созревание в соответствии с программой. Если случайно происходит сбой, аксон может промахнуться, эта нервная клетка погибает. Нет никакой корректировки. Как будто бы это соединение - по заранее подготовленной схеме. И что бы ни происходило вокруг, это все равно будет произрастать и изменяться, с той же скоростью. Что нужно ребенку чтобы сформировались анализаторы? Питание и покой. Не нужно читать книжки и т. п. В организме все есть для образования этих вещей.

2 триместр

20 недель: Начинает функционировать центр удовольствия/неудовольствия. Для него, воспринимающие стимулы начинают окрашиваться. Если в 17 недель он начал воспринимать окружающий мир, то в 20 недель она становится приятной и неприятной, сопровождается уже некоторой эмоциональной окраской. Можно опять сказать, что в этот момент у него формируются какие-то предпочтения. Что мы про них знаем? Если в околоплодную жидкость добавить глюкозы - глотательные движения учащаются. Если добавляют горечи - рот на замок и ни за что он не будет ее глотать. Маме нужно говорить о том, что она доставляет ему удовольствие или неудовольствие.

Если женщина с кем-то близко связана, она не может строить свое поведение, ориентируясь только на себя. И люди отличаются тем, готовы они к тому, чтобы ориентироваться на ребенка или не готовы. Женщина все знает, но это никак не влияет на ее поведение.

Кроме того, поскольку продолжается рост нервных клеток, мозг начинает складываться в извилины.

3 триместр

26-27 недель: К вопросу о физиологии ВНД, нервная связь, вырастает аксон, соединяются две клетки. Но, нервный импульс имеет электрическую природу. Он может не от клетки к клетке попадать, а распространятся вокруг. Чтобы не терялась связь, выделяется миелин - белок, который выполняет функцию изолятора: он обволакивает нервную связь и он не теряет импульс. Это важнейшее устройство функционирования головного мозга. Миелина до 26й недели у ребенка не вырабатывается. Если и есть анализатор, то его функционирование не может быть полноценным. Как только появляется миелин - эти связи становятся прочными. Миелин - совершенно необходимый элемент при образовании условных связей. Это обеспечивает способность к запечатлению - сохранению информации.

Функционально, речь идет о том, что ребенок начинает запечатлять воспринимаемую им стимуляцию. Что это значит? Если каждый день, в одно и то же время, вы будете включать одну и ту же мелодию, она станет ему знакомой. После рождения ребенок узнает ее и выделяет из ряда других звуковых стимулов. Любой стимул, который воспринимается как знакомый и узнаваемый, это всегда успокаивает, это стабилизация ситуации. Также как и голос матери ребенок воспринимает давным давно, этот тембр для него приятен. И у отца тоже есть этот путь.

Ребенок может воспринимать очень богатый диапазон: это и звуки голоса матери и близких людей, это музыка и тп, - все, что мы воспринимаем сами, то это воспринимает и ребенок. Если мама ссорится с папой, ребенок это воспринимает с 26й недели. Если мама кричит на подчиненного - это также подпитывается гормонами и вызывает некомфортное эмоциональное состояние и ребенка.

Выяснили, что и у самого ребенка есть предпочтения звуковые. Это тоже связано с физиологической организацией: ребенок - человеческое дитя и он будет воспринимать человеческую речь. Есть некоторый диапазон частоты комфортных звуков: ребенок очень тяжело переносит очень высокий диапазон и низкий диапазон. Как мы узнаем, что ему не нравится? Любой дискомфорт ребенок проявляет при помощи повышенной двигательной активности.

Если говорить о музыке, то получается, что комфортным для ребенка становится тот диапазон, который можно пропеть голосом: он с большим удовольствием воспринимает мелодичные действия, мелодику и ту мелодику, которую можно пропеть диапазоном. Это Моцарт, Брамс, нет Бетховену (много низких звуков). Самое большое удовольствие - если мама поет.

31-35 недели: У нервной клетки есть один посылающий отросток - аксон, а воспринимающих отростков - дендритов - много. Зачем их много? Затем, что тем больше разнообразных стимуляций может получить клетка. 31я неделя - только начинают формироваться дендритные деревья - только после 31й недели имеет смысла обогащать воспринимаемую среду. Развитие нервной системы становится зависимым от воздействия окружающей среды: чем больше будет стимулов, тем более разветвленная сеть воспринимающих отростков, тем более развита будет нервная система.

Еще одна рекомендация для мамы - если мы хотим стимулировать развитие нервной системы - после 31й недели имеет смысл обогащать стимульную среду - в основном звук и тактильные ощущения. С учетом предпочтений ребенка и если нам хочется работать над запечатлением.

36-39 недели: Недавно открытое явление - так называемой центральной пренатальной гибернации. Гибернация - состояние зимней спячки у медведя, состояние, когда замедляются все обменные процессы: и дыхание и питание, - все замирает. И это происходит с нервной системой ребенка. Последний месяц - чтобы мы ни делали в смысле стимуляции - ребенок становится невосприимчивым. Эта потеря чувствительности затрагивает очень важный канал - болевую чувствительность: он перестает воспринимать не только звуковую информацию, но и болевые раздражители не доходят до ЦНС. Это значит, что ребенок перестает чувствовать боль, хотя он чувствовал раньше. Зачем нужно? Дело в том, что роды для ребенка - очень травматичный процесс, он испытывает очень сильное сжатие. И часто, он получает серьезное напряжение и давление (иногда, когда рождается, даже кровеносные сосудики в глазах лопаются). И получается, что природа сама позаботилась о том, чтобы его защитить. Это недавнее открытие физиологов. Некоторые медики очень сильно озабочены тем, что очень удобно пересмотреть установки в связи с этим понятием.

Это состояние гибернации длится еще месяц после рождения. И может быть его некоторая заторможенность вызвана неким особым, просоночным состоянием. Но мы не знаем, насколько он чувствует или не чувствует эту боль, раз он на нее не реагирует.

Если ребенок рождается недоношенным, то образование дендритных деревьев происходит в постнатальный период.

Головной мозг в момент рождения - орган функционально незрелый. И его созревание продолжается достаточно долго (сначала думали, что до 5-ти лет, потом до 7-ми лет, сейчас установили, что до 21-го года).

Особенности гистогенеза к моменту рождения
  • Строительство функциональных систем предопределено геномом и не зависит от характера внешнего воздействия (ничем на появление анализаторов не повлияешь);
  • Большинство отделов мозга не имеет дендритного ветвления (на 31-й неделе началось, на 36-й неделе закончилось и это малая толика);
  • К моменту рождения, пирамидальные тракты не миелинизованы (большинство соединений не стойкие и иррадиируют);
  • Интрональная гибернация длится 5-7 дней после рождения;
  • Ребенок в пренатальный период спит в 3 раза больше, чем бодрствует. Но информацию он воспринимает.


Постнатальное развитие нервной системы

Миелинизация происходит 7-8 месяцев. Дендриты ветвятся 3 месяца после рождения. И только с 3-го месяца он начинает развиваться в результате активного воздействия окружающей среды.

Когда появляется психика?
  • Религия - с момента зачатия;
  • 12 недель - рефлексы. Если мы считаем, что психическую жизнь мы можем оценивать как поведение, то с 12й недели, в бихевиоральном подходе достаточно оснований для того, чтобы говорить о развитии психики;
  • 16 недель - анализаторы начинают воспринимать окружающие стимулы;
  • 20 недель - Психоанализ - с момента развития центра удовольствия;
  • 26-27 недель - Или миелинизация? Запечталение?

Если есть понятие психики как субъективное отражение восприятия окружающего мира, в рамках отечественного подхода получается, что после рождения.