Все статьи

Общение с ребенком

01 нояб. 2022
486

Тема общения с ребенком совершенно по-разному может реализовываться в разных возрастах. С самого начала ребенку важен эмоциональный контакт, постепенно ребенок осваивает понимание слов и чем старше, тем лучше научается выражать свои мысли и постепенно возможности прояснения увеличиваются. Но на этом этапе развития можно выделить часть трудностей, которые могут встречаться так или иначе и не совсем очевидны для понимания.

В данной статье я не буду уделять подробное внимание кризисным периодам развития, но их имеет значение перечислить и если возникают вопросы в данном возрасте, лучше уточнить их на консультации с учётом индивидуальной ситуации и ситуации социального окружения в которой растёт ребёнок. Самый первый кризис это новорожденность, далее 1 год, 3 года, 7 лет и предподростковый как кризис самооценки и мотивационный вакуум выделяется дополнительно, если обратиться к периодизации Д. И. Фельдштейна, не всегда будет ярко выраженным и подростковый период, если кризис разрешен вовремя. Тогда подросток это сознательно относящийся к себе как к члену общества, активно развивающийся и познающий, формирующий мировоззрение. Это нормативные кризисы возраста и их прохождение даёт возможность перейти на новый уровень развития.

Ранний возраст от 1 до 3 лет: ребенку очень важно перейти только с эмоционального контакта в общение по поводу предметов и освоение функции предмета. Как можно с ним действовать? Этот вопрос движет и увлекает ребенка в освоении нового. Кроме этого это возраст активного освоения пространства и прояснения личных границ: что можно, а что нельзя. Почему это важно не только для взрослых, но и для ребенка это имеет значение для освоения прежде всего правил безопасности, и постепенно правил для саморегуляции. От стабильности родителей, сохранения и единства требований процесс выстраивания идёт стабильней и с каждым возрастом идёт новый этап переосмысления и уточнения.

Возраст игры от 3 лет до 7: самое интересное и важное для развития это возможность говорить и проигрывать или знакомые сюжеты сказок, сюжетов или небольших игр с ровесниками, особенно после 4 лет и может быть с сопровождающим родителем, чаще всего мамой или воспитателем, может быть няней, бабушкой с учётом ситуации в которой живёт ребёнок. Спортивные игры или игры на развитие логики может помочь освоить папа, дедушка или тренер, ведущий кружка. В зависимости от актуальности таким образом можно дополнить развивающую среду для ребенка и помочь развитию коммуникации, общению.

Младший школьный возраст: добавляются значимые темы в общении по освоению предметов, могут добавляться интересы к рисованию, музыке и спорту в зависимости от склонностей ребенка. Для ребенка важно иметь возможность получить поддержку, так как полностью самостоятельно организовать себя до 12-14 лет ребенок не сможет. Это нормальный вариант развития и для каждого ребенка могут быть разные варианты: наличие материалов для творчества или дополнительные занятия, может быть часть помощи по контролю домашнего задания в определенные часы. И чем старше, тем больше обычно интересно общение со сверстниками, общие кружки или увлечения в развивающей среде.

Если на каком-то этапе появляются трудности, можно уточнить и найти какая потребность стоит за этим у ребенка и что может помочь Вам в её реализации. Для этого имеет значение характер ребенка и его интересы, которые можно помочь развить, если найти ответы на вопросы, которые возникают и расширить круг представлений по теме. Одна из возможностей как это сделать в безопасном пространстве, это консультация с психологом. Для иллюстрации к теме я взяла фото рисунка к теме игра и рисование, именно чтобы можно было увидеть один из примеров. Наиболее глубокая и важная часть беседа по рисунку или другим поддерживающим методам и она проходит индивидуально в формате личной встречи онлайн или очно. Но самое главное найти свой ответ и возможность его понимания и принятия не только с Вашей стороны, но и ребенком. При этом важно соотнести желаемый результат и трудности, возникающие на этом пути. Именно это позволит не только решить вопрос, но и сохранить здоровье при возможности дальнейшего развития отношений, развития интересов и саморазвития.

Что важно после консультации: часть новых вопросов может появиться через некоторое время и можно продолжить общение по теме. Даже если Вы обладаете информацией, важно найти подход и уделить этому время, уточнить свои варианты общения. Быть родителем, быть старшим это и радость и ответственность и важно не потерять и одно и другое. И в любом случае для изменения требуется время, даже 1 привычка меняется не менее 21 дня при регулярном повторении. Поэтому может быть актуально уточнить как заменить результаты, в чём они могут начать проявляться и продолжить выбранную линию общения, поддерживая именно положительные изменения и отдельно можно обсудить тему негативного опыта. Как экологично выйти из череды ссор? Самый простой способ найти интересное общее увлечение и говорить об этом, постепенно сохраняя и добавляя положительный опыт и в другие темы и это вполне возможно, не так невероятно как это представляется в начале появлении темы. Можно говорить о чувствах, но более эффективно это работа с рисунком или другими материалами в зависимости от темы и возраста участников.

Но самое главное, родитель может научится следить за своим ресурсным состоянием и есть дополнительные практики по саморегуляции для взрослых. Воспитание это процесс не быстрый и для хороших результатов важно время и осознанность и, конечно, любовь. Хороших открытий Вам и если будет актуально уточнить детали буду рада видеть Вас!

  • Рисунок, мой в данном случае, как один из вариантов работы с темой очно или онлайн
  • Книги для родителей с детьми, это может быть актуально и при рождении второго ребенка в семье подробнее и с учётом запроса можно уточнить на консультации, на сайте есть мой контакт.

Рекомендуемый список литературы для родителей для начала по теме, для более старшего возраста возможен индивидуальный вариант по запросу от Вас:

1. Ю. Б. Гиппенрейтер "О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы" есть вариант книги и аудиокниги, 2020

2. Наталья Кулакова "Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей", 2014 и есть книги для другого возраста для родителей с детьми.

3. Фотоальбом первого года жизни ребенка, семейный альбом как рекомендация создания и сохранения хороших впечатлений. Для изготовления можно уточнить в личной консультации рекомендации.

4. Дневники личные и дневник развития ребенка, по желанию интересные события, первые слова и семейные истории и впечатления от совместных прогулок и поездок. Уточнение на личной консультации, автором можете стать Вы.

*5. А. В. Кирьянова "Нестандартная психология. Книга о том, как не сломаться под грузом проблем и найти радость жизни" , 2018