Все новости

Чему имеет смысл учиться во взрослом возрасте?

08 дек. 2017
256
Четыре способа учиться так, чтобы стать более счастливыми, свободными и полезными для других.

1. Искать предназначение
Я думаю, мы рождаемся с предназначением, но это предназначение может стать очевидным только в поздней части жизни. Здесь как с ребёнком: важно наблюдать, к чему его тянет. Поэтому учиться нужно тому, что легче всего даётся, тому, чем нравится заниматься. Мне очень повезло, что моё предназначение взбунтовалось против чужого пути и через болезнь привело меня в психологию. Если на химфаке я не понимал, как можно получать удовольствие от химии, на психфаке я не понимал, как можно не получать удовольствия от психологии.

2. Трансформировать слабости
Часто наш образ себя связан с тем, что мы чего-то не умеем: рисовать, танцевать, плавать, петь, отжиматься, менять кран, колоть дрова, вкусно готовить. У каждого есть свой набор неумений, на которых, как на гвоздях, прибита наша ложная идентичность. Одна из моих клиенток призналась, что не умеет плавать и стесняется этого. Мы не только разобрали детскую ситуацию, которая мешала ей научиться, но и обсудили, как можно взять несколько уроков плавания. «Неужели тебя будет кто-то учить, если ты совсем не умеешь?» – удивлялась она. «Конечно, будет», – удивляясь сам, сказал я. – «У хорошего тренера Вы научитесь за несколько уроков». Она действительно за несколько уроков научилась плавать, а приехав к морю, впервые доплыла до буйков – вместо обычной прогулки по берегу с завистью к тем, кто умеет, и презрением к себе. Позанимайтесь хотя бы месяц танцами, максимально свободными и лучше с позитивным преподавателем, и вы увидите, как меняется не только настроение и схема тела, но и образ себя. Так через короткие обучения в своих самых слабых зонах мы превращаемся из маргинальных прогульщиков и двоечников в здоровых троечников или хорошистов. Когда будут вынуты гвозди «я совсем не умею», возникнет огромное пространство свободы и уверенности.

3. Учиться с результатом
Выбор того, чему учиться, может определяться принципом время-результат. Замечательный педагог Николай Ягодкин, создавший свою систему обучения, говорит: ребёнок, да и взрослый, должен получать и ощущать результат учёбы сразу, после каждого занятия. Причём хорошо, когда этот результат превышает ожидания. Если на обучение плаванию понадобится 5 уроков, то на то, чтобы участвовать в серьезных соревнованиях, понадобятся годы непрерывных тренировок. За 10 уроков вы точно сможете сносно кататься на сноуборде, роликах, свободнее рисовать. Ясно, что профессионалом быстро не стать. Но, во-первых, так можно найти свое предназначение, во-вторых, удалить «совсем не умею», в-третьих, расширить среду возможностей.

4. Трансформировать характер и выйти за пределы Эго
Помните шутку про человека, который приехал в чудесное место, но, к сожалению, взял себя? Сколько не стремись к улучшению внешней реальности, она всегда воспринимается через призму нашего характера. Важно учиться не столько внешним вещам, сколько внутренним. Самообладанию, открытости, умиротворению, гармонии. Если у меня тревожный темперамент или я вырос в тревожном окружении, мне нужно научиться спокойствию. Если я страдаю от ревности, зависти, гнева, мне нужно научиться трансформировать эти чувства в осознанность, ясность и благодарность. Если я не ощущаю смысла, я могу обрести его в созерцании. Даже несколько встреч с психологом или короткое обучение медитации дадут возможность почувствовать результат. Изменится и видение себя, и отношения с окружающими.

Учиться менять себя – самая сложная и самая долгая учёба. Но понять устройство своей психики, стать собой, освободиться от базовых комплексов, а потом поделиться этим опытом с другими – стоит того, чтобы посвятить этому если не жизнь, то вторую её половину.