Все новости

Юнгианский анализ фильма-мифа " Ирония судьбы"

04 янв. 2018
926
Почитав разные версии, решил добавить юнгианскую.
В центре герой дурачок - из всей компании, он выглядит наименее адекватным. Признается про мелькание перед глазами, пить не умеет, с мамой живет. Герою русской сказки положено, помыться у ведьмы (ведающей за пределами реальности) в баньке. Русский путь в сказку, в объятия Великой богини, через потерю сознания, через потерю эго. Не потеряешь эго, не выйдешь за пределы рациональности, не найдешь свою душу. Герой очнулся в тридевятом царстве, где вынужден выживать и конкурировать с другим женихом за царевну. От этого, дурак трансформируется в принца, как и в сказке, не без помощи царевны. Концовка фильма напоминает сказку «Финист ясный сокол». Героиня приезжает за избранником судьбы в Москву, чтобы отбить его у не той, не душевной...

Весь сказочный сюжет встроен в бытовую реальность героев. Сознанию кажется, что баня – это просто баня, а в Ленинграде герой оказался случайно. Но за этим незаметно стоит великий архетип судьбы. То, что предначертано должно быть исполнено. Не мы, а неведанное определяют нашу судьбу, что не отменяет нашей героической активности. Не прошлое руководит нашей жизнью, не причина, а будущее, то кем мы должны стать – цель нашего бытия, развернув скрытый потенциал. Как рождественская звезда – символ будущего спасения.

Современный человек, как и человек прошлого, не может жить без мифа, без ощущения, что своей жизнью он участвует в божественной мистерии. Но эта мистерия должна оставаться тайной, спрятанной и в основном личной (хотя без участия друзей и подруг не обойтись). Главным современным мифом остается миф о Романтической любви. Все остальное, в жизни человека рационального, продуманно и разумно. Только любовь может быть безумна (не практична) и соединять с божественным. Центр мистерии корпоратива, не только карнавальное отрицание иерархии, но и дионисийское слияние, за которым часто прячется, надежда на повторение «иронии судьбы». Надежда встречи с потерянной душой и духом.

Обрести свою полноту ты можешь, найдя вторую, половину. Для Юнга такая половина у мужчины его Анима =душа, проецируемая на романтическую женщину. Для женщины Анимус =дух, проецируемый на мужчину.

Обрести настоящую любовь для современного человека - это найти смысл за пределами обыденной рациональности. Оба героя выбирают чувство и судьбу, вместо привычных компромиссов.
Но этот романтизм тонкий, лиричный и мирный, даже немного застольный, кухонный. А оттого особенно задушевный, как звучащие под гитару романсы.

Секрет успеха иронии судьбы в создании (точнее в проявлении) коллективного мифа, для новогоднего ритуала. Пусть мы забыли, что мы отмечаем вечное обновление, где старое умирает, а новое рождается. Ирония судьбы каждый год воспроизводит фантазию об умирании фальшивого, компромиссного Эго и рождении нового настоящего героя трогательного, решительного, и вечно современного. Каждый раз, просматривая фильм мы возвращаемся к нашей душе. Она сказочно прорастает, как подснежники в Рождество, сквозь снег декабря и иллюзорную рациональность современного мира.