Не удовлетворение безопасности формирует комплекс отшельника или власти, не удовлетворение оральное формирует комплекс брошенности. Не удовлетворение самостоятельности - комплекс зависимости. Не удовлетворение потребности в правильном отражении – комплекс неполноценности, блокировка ранней детской сексуальности формирует комплекс порядка, а её возбуждение – комплекс драмы. Для лечения этих комплексов подойдет та форма любви, которой не хватило в начале.
В итоге можно построить формулу идеальной любви, как к ребёнку, так и взрослому. Любовь должна быть безопасной, удовлетворяющей его основные потребности (еда, тепло и т. п.), свободной (без жёсткого контроля, опеки и удержания), отражающей, как в зеркале, истинное Я, сексуально раскрепощённой, но не эксплуатирующей сексуально. Идеальная картинка получилась? Не совсем, не хватает духовного измерения. Понимания того, что другой (и ребёнок, и партнёр) - тонкая душа, способная реализовать свою уникальность, и учитель на твоём духовном пути.
Можем трансформировать эту формулу в пирамиду. В основании нашей пирамиды любви - безопасность, первый этаж - благополучие (еда, тепло, сон), второй - самостоятельность, третий - отражение истинного Я, четвертый - свободная и неэксплуатирующая сексуальность, пятый уровень - для раскрытия души и духа.
Наша пирамида отличается от пирамиды Маслоу, потребность в любви, обеспечивающей безопасность, предшествует потребности в любви как заботе о еде и тепле. Кроме того, у Маслоу физиология вместе с сексом попадает в фундамент. Ранняя сексуальность развивается значимо позже, и, значит, в отношениях, если не удовлетворены более ранние формы любви, сексуальность или блокируется, или является их эрзацем. Так можно вступать в сексуальные отношения, чтобы почувствовать любовь как заботу или безопасность.
У Маслоу любовь оказывается на третьем этаже. Но я думаю, что любовь пронизывает всю пирамиду. У человека отдельной от других людей физиологии и безопасности нет. Он пронизан социальностью и любовью от рождения и до смерти. Само выживание и развитие ребенка полностью зависит от любви тех, кто его окружает. Даже самые высокие этажи творчества и самоактуализации не индивидуальны, а тесно связаны с творчеством для других. Как у Пастернака: «жизнь ведь это только миг, только растворенье, нас самих во всех других, словно им в даренье». Сам Маслоу упёрся в это противоречие, когда создал термин «трансперсональной психологии». Развиваясь и размышляя, он ощутил оковы самого понятия «личность». Но эта трансперсональность существует изначально.
Миф экзистенциалистов об одиноко рождающемся и одиноко умирающем человеке - миф. Закон взаимозависимости, открытый Буддой, показывает, что мы не можем найти Я, отдельное от других. Мы неразрывно связаны с другими людьми и миром множеством связей, поэтому Я становится абстракцией. Поэтому привычная пирамида потребностей Маслоу нуждается в пересмотре. Как рабочий вариант можно рассмотреть предложенную пирамиду потребности в любви. Тогда универсальная формула любви будет строиться от любви безопасной к любви как раскрытию души и духа. Причем в ней, как и при строительстве дома, нельзя пропустить ни один этаж.
А индивидуальная формула любви может строиться в зависимости от неудовлетворенности этой потребности на определённой стадии развития. Чем раньше неудовлетворённость, тем она фундаментальнее, и, значит, страдают и следующие этажи нашей пирамиды. Так, если пострадала безопасность, пострадает и благополучие, и самостоятельность, и отражение Я, и сексуальность.
Эта модель применима, прежде всего, для формулирования формулы терапевтической любви, как общей, так выстроенной под потребности пациента. Но, как пишет Джеймс Холлис, нам не обойтись без психотерапии в близких отношениях. Ведь именно в близких отношениях мы регрессируем и позволяем себе открывать потребности в определённых формах недополученной любви.
А что вы думаете о такой формуле и пирамиде?