Пришла пора, рассказать какие бывают клиенты, иначе предыдущие рассказы не будут иметь смысла, если проигнорировать самого важного участника психотерапевтического процесса.
Первый тип. Клиенты, не ориентированные на решение проблемы. Самое важное для них, определить причину своих страданий и переживаний. Чаще всего это люди, которым не с кем поделиться. Они испытывают острую потребность поговорить - рассказать о своем прошлом, рассказать о текущих событиях. Они приходят на консультации, как на встречу с другом или подружкой, они пришли просто поговорить. Несмотря на это, сама беседа, а точнее их монолог, адресованный психологу, оказывает на них психотерапевтическое воздействие. Клиенты этого типа могут ходить к специалисту годами, иногда пропадают на некоторое время. Появившись вновь, она считают необходимым напомнить с самого начала свою историю.
Второй тип. Клиенты четко ориентированы на результат. Их задача: установить причину, следствие, связь между ними и найти способ решения и получить результат. На этом работа заканчивается. Довольный клиент уходит. Начинающий специалист может приписать успех за быстроту разрешения проблемы себе. Нет, это просто клиент такой.
Третий тип. Эти клиенты отличаются постоянностью, Они находят своего психолога, и с некоторой периодичностью приходят к нему, чтобы откорректировать свои поступки, проверить свои действия в психотерапевтической ситуации, чтобы потом использовать этот навык в реальных жизненных ситуациях.
Четвертый тип. Этот тип клиентов вызывает самые противоречивые чувства у специалиста. Основная задача этих клиентов найти как можно больше психологов, испробовать на себе все доступные методики, техники и упражнения всех известных им направлений психотерапии, а также найти новые, еще мало известные, и обязательно их опробовать на себе. Решать они ничего не собираются. Несмотря на активно демонстрируемый интерес к техникам и методам, работают они весьма поверхностно, могут не закончить работу, исчезнуть, не завершив терапевтический процесс. Они решают свою проблему много лет. Любимая их фраза, которой они могут подкупить специалиста, «моя проблема очень сложная, вы единственный, кто может мне помочь».
Пятый тип. Самый сложный. Они похожи на четвертый. Но есть важные отличия. Их любимая фраза такая же, как и у клиентов четвертого типа. Клиент начинает активно работать, психолог видит явные улучшения, клиент их подтверждает, благодарит специалиста, и они радостно прощаются. Все довольны. Однако через две-три-четыре консультации клиент демонстрирует острое обострение и ухудшение, все плохо, методы плохие, а в специалисте он разочарован Его случай очень сложен, и его опять обманули и опять не помогли. Он раздавлен и он уходит.
Возможно, мне не поверят, но мне нравится работать со всеми типами клиентов.