Женское 35+
Это текст для и про женщин, сильных, деятельных, достигших... Переживающих кризис.
Есть женщины в русских городах...
Между прочим, интересный феномен. Попробуйте без Гугла продолжить: «Есть женщины в русских селеньях...». Потом можете с Гуглом свериться. Какие слова выпали?
Если в моём поколении напомнить эту запевку, то следом вспоминается сразу «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», и разные инсинуации на тему. Причём воспринимается это как ежедневный героизм и сила.
А вот я так фантазирую... Про коня и избу – это имидж, история о прошлых и вероятных подвигах. А походка и взгляд – настоящее.
Да и кстати, что такое остановить коня на скаку? Вот у меня есть кобылица. Она любит с жиру иногда носиться и пугать всех вокруг. Мужики и парни иногда хватают цепь-привязь, фантазируя её удержать, не тут-то было. Я придумала себе когда-то поговорку: «лошадь - не мотоцикл». Скачет она от радости или от страха. Останавливает её спокойная уверенность. Стоишь спокойно, если страшно - то с прутиком, она и останавливается. Можно взять вкусняшек и позвать. В горящую избу войти – тоже не сила нужна и героизм, а внимательность и осторожность. Опять же знание о ценностях.
В общем, для меня и это не про надрыв теперь.
Надрыв
Важная тема. Спасибо коллеге Астине Егорян за наводку.
Что такое надрыв.
Ваши ассоциации?
У меня такие:
1) Лямка бурлацкая или трос, который натянут до предела и начал уже рваться отдельными ниточками.
Также рвутся жилы, мышцы (в том числе душа)... Напряжение, работа на пределе возможности и ещё немного за ним.
40 лет назад мне тренер говорил: «кончились силы? – ещё два круга и всё». И только недавно, я это осознала как не единственную и обязательную модель во всем. И отучила себя от деланья чего-либо за гранью усталости.
Очень многие женщины моего поколения так воспитаны и так живут. Изо всех сил. На надрыве. Как матери и бабушки когда-то. Иначе нельзя, стыдно...
2) флаг, простыня, тряпка на ветру. Бьётся, полощется, вот-вот надорвётся.
Флаг – это про власть, лидеров, тех, кто представляет себя Данко, разрывающим грудь, чтобы осветить путь другим.
Простыня – это про секс и страсти или про дом и быт. Милые мои женщины часто мечутся между двумя надрывами – страстью и муками любви и заботой о детях, устройством быта и танцами. Именно – метания. Мечущаяся душа. Надрыв.
Тряпка – бывает, встречаешь пустой какой-то надрыв. Собственно слово это у меня возникло от коллеги, которая рассказывала, как ищет помещение для проекта и встречается с неясным, но неприятным надрывом, каким-то усвоено-базовым. Контактировать с ним некомфортно. Как с тряпкой бьющейся на ветру.
Но давайте про первый вариант - честный трудовой надрыв жил.
Сейчас в жизни молодых всё меньше напряжения и надрыва, он им чужд. Возможно потому что поколение 45+, 55+, 65+... Уже в основном вытянуло баржу, и чаще всего продолжает тянуть (есть ведь силы и привычка). Следующему поколению и впрячься-то негде порой, много очень старших, не только родители, но и прародители ещё тянут.
Молодые согласны с БГ: «а я не хочу тянуть баржу, поэтому я хожу брожу...». А многие остаются сидеть в этой семейной барже.
И тогда Женщина-Мать добавляет себе надрыва. Коня на скаку остановить – это фигня. А вот попробуйте ка 20-тилетнего мужика вытащить волоком (или барышню вытолкать) из лодки, в которой вы же и гребец или буксир...
Что Же делать?
Вспомним Бёрна. Нельзя выиграть в плену сценария. Из него можно выйти. Предыдущую картинку – стираем. Или так: улыбаясь прикалываем на стенку, кладём в альбом... Так было, было круто, теперь – хватит, это будут воспоминания. Оттуда из достижений и подвигов выходим
«С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
Походкой и взглядом цариц».
Это описание зрелости – потерянного ныне возраста. Возраста драгоценного и благословенного, когда жизнь уже удалась, есть прочный навык жизни и теперь можно и должно жить не в надрыве проблемами, а в полную силу и удовольствие.
Около 42 – женщина-ведьма-матрона-царица. Можно начинать новые проекты, осваивать творчество или развивать то, что есть, выходя на новые высоты и широты, можно родить ещё ребёнка и присматривать за подросшими, становиться свекровью, тёщей, бабушкой. Все теперь Тебе по силам, всё можешь делать красиво, спокойно, по-царски.
Это может казаться противоречием тому, что, как известно, возраст 35-50 - самый продуктивный. Так и есть. И этот возраст по сути два возраста: взрослость и зрелость. Зрелость в здоровом среднем варианте начинается около 42. Основной маркер перехода к ней – ощущение, чувство, знание навыка жизни. Подобно тому, как, взрослея, мы научаемся автоматически не только дышать и ходить, но и ещё массу дел (водить машину, готовить, писать, общаться, учиться, делать что-то...). Также за период взрослости наши навыки жизни становятся устойчивыми и сильными.
Отследите у себя, сколько дел от серьёзных до небольших Вы делаете как профи, знаете как. От банковских транзакций до школьных уроков, от родов до пирогов, от понимания сложных текстов до общения со старым ведьмами... Это всё вместе я называю Навык Жить или Навык Быть Человеком.
Теперь, когда мы знаем и чувствуем как, баржу тянуть значительно легче, мы так приноровились, соотнеслись с течением и командой вокруг, что лямка уже не так натянута. Но у нас привычка к надрыву. Мы ставим более далёкие цели, натягиваем лямку покороче, пытаемся тянуть в другую сторону, добавлять груз до критического или просто суетимся и напрягаемся...
Не путать продуктивность, производительность с надрывом!
Да, имея навык жизни, можно увеличивать и увеличивать продуктивность (и репродуктивность тоже)), можно делать много дел или повышать производительность в нескольких. А вот от привычки к надрыву пора избавляться. Не путать трудно и тяжело.
Это ещё не дауншифтинг старения, нет.
Это как про автомобиль, велосипед или (мне проще) про лошадь. Новичок управляет ТС с напряжением (впиваясь руками в руль или натягивая повод), опытный водитель/наездник контролирует движение минимально-достаточным усилием. И опытный ездок может ехать быстрее и дальше при этом. А ещё он может петь, смотреть по сторонам и получать удовольствие от движения.
Зрелость – время царствования в своём мире, когда вы много трудитесь, многим управляете без суеты, излишнего напряжения и надрыва, танцуя. И не обязательно искать его (надрыв), хотя можно начать и с танго)).
В процессе зрелости приобретаются полезные привычки для следующих этапов жизни. Спокойное достоинство в поведении и отношениях, привычка думать по-новому, присматривать, дистанцироваться от тех, кого приручили...
В пути моего старения, пребывая в Пустыне Старения я искала для себя образы и манеры поведения на будущее, много в книгах искала, в Красной книге Юнга... Менять модели трудно. Имея привычку трудиться, я старалась выделить, разделить трудно и тяжело.
У Юнга – тяжело. Осознано, внимательно, тяжело.
Потом попалась книга воспоминаний Нины Аносовой «Пока ещё ярок свет» и в ней образ моей Тени. Сто лет назад, Россия. Мама героини – дворянка, мать 3 дочерей, жена богатого сильного человека, по воспоминаниям дочери никогда не трудилась ни по дому, ни как-то ещё. Её единственной заботой было быть красивой, элегантной, весёлой, интересной, любимой. Она достигла совершенства в этом и освещала своим сиянием всю семью и окружение. Я понимаю умом, как это здорово и важно, но чувствую смесь презрения и зависти, читая такое. А Вы? Мне труднее соотнестись с этим (хотя есть соответствующая доля крови), чем с Юнгом, строившим дом из камней и пишущим дневники адских похождений. Так вот. Мама Н. А. В 1917году, когда пришлось бежать из Петербурга, скитаться между Майкопом и Одессой, спасаясь от разбоя, в постоянном страхе за мужа и детей, когда мир рушился вокруг... Целыми днями резала постельное бельё и обвязывала, изготавливая батистовые платочки для дочерей. Каково? Она не билась в истерике, не требовала от мужа «сделать хоть что-то!», не устроилась на работу прачкой, не пошла в подпольное белое движение... Но семья её выжила и живёт до си пор! Мой Папа как-то с раздражением сказал о моей непрактичной Бабушке: «когда ехали в эвакуацию в 42-м, все везли водку, вещи, которые можно менять на еду, а она – семейные фото и какие-то важные ей (дорогие сердцу) вещицы». Мои мама с папой уже были не такие...
Когда я вспоминала строчки Некрасова, то у меня выпало слово «красивою», я не могла вспомнить, какая сила в движеньях. Немного упустила это в зрелости. Не повторяйте моих ошибок. Закажите свой портрет в красивом платье, как было принято в лучших домах, повесьте как Скарлетт о’Хара и соотносите с ним осанку проходя мимо.
Ну а теперь немного о том, что впереди, к чему готовиться, приближаясь к 50.
Суть Пустыни Старения – в том, что царство надо оставлять. Становишься не нужной, не заметной, снимаешь корону, кладёшь скипетр, контроль и амбиции с ними. Дети теперь сами. Земля тоже крутиться, ручку можно отпустить. Нужно время на то, чтобы отучиться учить, контролировать, обеспечивать...
А дальше? Дальше в моей книге раздел "Дела старости". Их немало, одно другого интереснее. Сегодня расскажу об одном недавно обнаруженном. Это дело души, привыкшей трудиться:
Умиление
У-миление.
Сейчас объясню.
Дети, муж, близкие. Мы о них думаем. Привыкли думать. Заботиться. Принимать решения. Волноваться. Переживать. Я часто спрашиваю: как Вы думаете о детях? Попробуйте вглядеться в суть процесса. Фантазии, сомнения, оценки, тревоги, решения...
Мы детей любим. Много всего разного в этом понятии (тоже книга)). Но есть одна однозначная составляющая в любви – нежность. Я называю нежность вкусом близости. К близким людям мы испытываем нежность. А то и тех, на что направлена нежность, называем милым.
Я так люблю это слово, что так назвала своё поместье, чтобы быть внутри Милого. И у Бога и у людей прошу милости (ни как прощения, а как нежности).
Растения и цыплята, печка и дорога, внуки и дети – такие милые. Но когда вдруг всплеск и накладывается, резонирует, накрывает волной... Это Приращение нежности.
У-миление.
Сначала увидела это как состояние. Потом как дело. Новое, потому сложное...
Например, я люблю музыку слушать, но совсем не умею создавать. Но ведь можно освоить.
Людей, создающих нежность и милость (милосердие), не меньше чем композиторов и музыкантов. Людям вокруг, вашим близким и деревьям в парке очень важно и полезно, чтобы их любили «просто». Просто как музыка Моцарта, самого Моцарта, а не то, что Вася насвистел.
Тут, кстати, должна предупредить про надрыв. (тема привычнее, да!))) Позитивный стресс сильнее негативного. При резком значительном умилении – большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Будьте аккуратны, тренируйтесь постепенно! Лучше начать в зрелости, пока сердце крепкое.
Трудясь над умилением, мы производим то, что по словами Далай Ламы (я ему верю) сейчас наиболее необходимо миру – счастливых людей.
Успехов Вам.
Ю Же. Милое, сент 18.