Все новости

Можно ли подготовиться к расставанию навсегда?

15 нояб. 2018
474
Знаете ли вы такие пары, где каждый не представляет даже одной ночи друг без друга, где каждый понимает другого с полуслова, где чудесные дети похожи на обоих родителей? Но проходят годы, и вы узнаете что такая пара распалась.

Здесь срабатывает эффект финала, и вы начинаете видеть, что уже тогда в этой неразлучности проглядывали черты этого распада. А может, придумываете другое объяснение: новое страстное чувство, расхождение интересов, и т. д.

Но самое простое и, возможно, правильное объяснение - в непостоянстве жизни. Ведь если мы внимательно вглядимся в жизнь, в ней нет ничего постоянного, все распадается и образует новые формы. Разве наше тело не меняется и не распадается в какой-то момент, освобождая наше сознание для обретения следующей формы?

Миф о вечной паре противостоит этому очевидному непостоянству и мешает принять естественность этого распада. Возможно, он был пригоден для времени, когда наши предки жили до 30-40 лет. Тогда смерть вырывала их из объятий друг друга раньше, чем жизнь. Но когда теперь средняя продолжительность жизни приближается к 80, разве не важно нам отказаться от этого мифа? Нам важно принять, что такая длительная жизнь, финансовая самостоятельность каждого партнера позволяет прожить несколько союзов. Принять расставание не как трагедию, а естественное завершение жизни пары.

Но, допустим, произойдет современное чудо, и вы проживете вместе до конца дней одного из партнеров. Разве расставание будет менее трудным? Нам легче принять, что мужа или жену у нас или нас у него забрала смерть, чем другая красивая жизнь? Мне кажется, если принять неизбежность этого расставания заранее, наша жизнь может стать значимо более полной.

Мы так же хорошо знаем, как и забываем, призыв memento mori (помни о смерти). И Ялом, и мой любимый Стивен Левин показали на множестве примеров, как осознание смерти освободило жизнь. Когда мы помним о смерти, мы не откладываем жизнь на завтра и живем в здесь и теперь. Тогда мы раскрываем сердце свободе и настоящей любви. Когда мы сознательно расстаемся с фантазией о вечности собственного тела, мы, наконец, отпускаем тревогу эгоцентризма и начинаем ощущать душу и мир вокруг так как есть. Если мы примем неизбежность расставания, когда смерть или жизнь разлучит нас, разве не станет наша дружба, любовь и нежность свободнее, честнее и полнее?

Открыв сердце для этой настоящей свободы принятия непостоянства, мы расстанемся с подростковой фантазией того, что моей свободе и реализации мешает бытие в паре. Тогда каждый миг я могу чувствовать естественную благодарность другому за это чудо совместности, за эту временную пару в этом временном мире.