Пресловутый гвоздь, который мужчина, скорее всего, и не забьет ни разу, - это тревога.
Зачастую скандал для женщины есть лишь способ снизить тревогу, потому что в скандале мужчина эмоционально проявится, наконец.
И если про страх всегда понятно, с чем он связан, то тревога может даже зашкаливать и стать заметной, осознаваемой, но она ведь всегда по еще несуществующему поводу, она всегда про то, чего еще нет, и совсем неизвестно, будет ли.
В автомобильной метафоре тревожность аналогична такому дефекту, при котором и педаль газа, и педаль тормоза не возвращаются в исходное положение, сила двигателя уходит в нагревание дисков и износ колодок, машина разгоняется рывком с нерегулируемым ускорением, двигатель постоянно работает на высоких оборотах, но со временем даже и такая езда становится привычной.
Тревогу легче заметить в окружающих, но куда как важнее открыть в себе.
Открыть и вернуть себе управляемость возбуждением и покоем, усталостью и возможностью регулировать нагрузку.
Открыть и найти здоровый баланс между контролем и беспечностью.
Открыть и вернуть обычный ритм жизни всем напряжениям и зажимам.
Еще: Встретиться с тревогой непросто, особенно с собственной тревогой.
Она прячется в фоне, и «на сцене» предпочитает появляться в качестве беспокойства, бурного эмоционального поведения вплоть до активных, но бессмысленных действий, или наоборот заторможенности, выжидательности, нерешительности…
В каком-то смысле можно сказать, что состояние тревоги – это состояние подготовленности быстро среагировать. Как можно быстрее. Убежать, спрятаться, схватить, броситься спасать или напасть на обидчика или агрессора.
Иногда это вполне себе адекватное состояние.
Проблема в том, что тревожность становится круглосуточной и круглогодичной. И проблема в том, что она становится привычной и незаметной, будучи ненужной и неадекватной в основное время суток. Особенно, например, в момент засыпания, когда тревога начинает забрасывать наше внимание идеями и фантазиями, страхами и волнением, так что становится совсем не до сна, и появляется желание то ли покурить, то ли с собакой погулять, то ли чаю попить, а то ли кому-то позвонить…
Тревога вызывает ненужные и неадекватные чувства и действия, отравляет и внутреннюю нашу жизнь, и отношения с окружающими людьми, то есть, и их жизнь тоже. И при этом остается «за кулисами», притворяясь заботой, беспокойством, любовью, чувствительностью, ответственностью, к тому же она обычно прячется за уверенностью в собственной правоте.
Тревога естественна в ситуациях неопределенности. Выдерживать неопределенность, избегать поспешных решений, принятие которых не в дружбе со здравым смыслом, а только чтобы поскорее наступила ясность – важное тоже качество. Так что с тревогой не стоит обращаться, как с крысами и тараканами. Не стоит, да и не получится. Где-то надо быть к ней устойчивым, мочь её выдерживать, а где-то – гораздо чаще – надо мочь её «отпускать», освобождая от неё и сознание, и тело.
В силу такой её природы тревогу ловчее
- обнаруживать в фоне и делать фигурой осознавания, рассмотрения,
- эффективнее овладевать ею,
- вырабатывать навыки с ней обращаться сообразно реалиям…
в терапевтической группе.
Терапевтическая группа, где мы будем открывать, как тревога управляет нами, и делать её саму управляемой, начнется во второй половине января.