Супервизия – это терапия терапии. А личная терапия – это терапия терапевта. В общем-то, и одно и другое очень важно для качественной работы как начинающего, так и опытного специалиста любой помогающей профессии. Но почему-то в последнее время супервизии уделяется как-то меньше внимания, чем личной терапии. Личная терапия в обязательном порядке включена в разные образовательные программы, про часы личной терапии говорят с гордостью, про личную терапию стали спрашивать даже клиенты.
А вот супервизия...
Вроде бы и надо, но как будто можно и обойтись. Вроде бы есть чем гордиться, если наработано много часов, но как-то редко гордятся. А клиенты, вообще с трудом понимают зачем их случай терапевт хочет вынести на супервизию, поэтому специалист иногда с ужасом думает как спросить о таком разрешении. Не вызовет ли такой вопрос подозрение в некомпетентности или еще какие-то другие нехорошие подозрения.
В общем, с супервизией сейчас все как-то сложнее складывается, чем с личной терапией. Но, тем не менее, у меня супервизия, с самого моего первого дня в профессии, вызывала неподдельный интерес, а супервизоры для меня до определенного момента были практически небожителями от психологии. И чего уж греха таить я тоже всячески стремилась в эти небожители: набирала часы, ходила на групповые супервизии к разным супервизорам, сама училась супервизии.
А еще у меня была мечта – собрать лучших и опытных супервизоров в одном профессиональном пространстве. Это, в моей картине мира, была бы невероятно блестящая и интересная работа.
С этой идеей я носилась несколько лет и знаю, что многим коллегам моя идея казалась утопической, потому что уж очень много на данный момент разных направлений в современной психологии. И в каждом направлении есть свои правила, в том числе, для супервизии и супервизоров. Поэтому то, что для одного супервизора будет правильно и естественно, для другого покажется ужасом, за который впору выгонять из его сообщества.
Однако, многое подходит многим. Т. Е., можно работать с запросом клиента в совершенно разных подходах и методах и быть при этом успешными специалистами. Поэтому, разбирая работу специалиста не из своего метода или работающего не в твоем подходе, так или иначе происходит обогащение и расширение видения и понимания красоты в разнообразии работ.
Так рождалась моя идея Московского клуба супервизоров. Я носилась с ней пару лет. И вот в апреле 2018 года на Конференции в РГСУ прошла презентация этого клуба.
Сейчас я могу точно сказать, что сама по себе идея практически всем нравилась, но одновременно у большинства коллег было как-то мало веры в то, что мне удастся собрать супервизоров разных направлений хотя бы пару раз. Или они друг друга поубивают у меня на глазах или просто в последний момент не придут.
Сейчас я с огромной благодарностью к моим коллегам вспоминаю именно первые встречи в Московском клубе супервизоров. Это был практически подвиг для всех участников. Ведь никто не знал, как это пройдет, и чем закончится. И к тому же это был конец весны и начало лета. Т. Е., клуб начал работать тогда, когда уважающие себя специалисты, начинают всё больше думать про отпуск, и всё меньше про работу. Поэтому был огромный риск, что будет сложно уговорить именно ценных и опытных.
Скорее всего, сработало именно то, что я сама в профессии уже много лет. И на первые встречи приглашала тех, кого давно знала. Эти специалисты пришли под мое честное слово, что будет интересно, и я точно никого не дам растерзать.
Однако, сначала было сложно. Мне уж точно...
Первая встреча Московского клуба супервизоров состоялась в мае 2018 года. И сразу была взята невероятно высокая планка – мы разбирали работу супервизора с его супервизорской группой. Т. Е., это была супервизия групповой супервизии.
Жаркий майский день, собирались в Институте Консультативной Психологии и Консалтинга в Борисово. Помню, как я боялась, что народ заблудится, опоздает или просто не доедет. Я ведь была в одном лице и организатор, и ведущий, и полноценный участник. В общем, хороший опыт и проверка всех моих знаний и навыков в широком смысле этого слова.
И клуб заработал...
Я видела, как некоторые участники вначале приходили с тревогой и недоверием, но потом расслаблялись и показывали свои блестящие знания и навыки уже не только в качестве обычных участников, но и супервизоров.
Я и сама довольно быстро начала расслабляться, понимая, что супервизоры разных направлений будут показывать свою работу, будут приходить желающие предъявить свой случай на супервизию, и будут просто желающие увидеть эту работу со стороны. В общем, клуб точно будет работать.
Какие важные открытия и уроки я, как организатор, ведущий и участник, вынесла после года работы Московского клуба супервизоров:
Из важных уроков я бы выделила следующее: