Все новости

«Ангел-А» Психологический обзор с точки зрения юнгианского анализа

10 июл. 2018
3081
Каким мы видим Андре. Отчаявшийся, наделавший множество ошибок... Долги, стычки с бандитами, самообман и безысходность.

Спасает его от неминуемой гибели ангел, демонстрирующий собственную никчемность, отвращение к себе, и тоже собирающийся погибнуть. Это красивая женщина, являющаяся полной противоположностью Андре. Высокая, светлая, сильная, решительная, мудрая. Контрасты подчеркивают черно-белые тона и игра света. Как бы намекая на Инь и Янь.

Решив все его проблемы, она признается, что она является его частью. И вот с этого ракурса интереснее всего рассматривать сюжет, если вспомнить, что в каждом из нас сочетается две сущности. Мужская – Анимус, и женская – Анима. Увы, далеко не в каждом человеке эти части сочетаются в разумном балансе. И здесь мы отчетливо видим Андре, который по гендерным признакам является мужчиной, но по сути... Он слаб, безволен, ведом, всего боится и не способен сам о себе позаботиться, уж не говоря о том, чтобы постоять за себя. И это все про проявления феминной части, сделавшей его беспомощным перед лицом сложностей, которые явились результатом его необдуманных поступков, совершенных, возможно, благодаря преобладанию эмоций, а не разума, которым должен руководствоваться мужчина. Где его Анимус?...

А Анимус проявился в виде длинноногой красотки, которая синхронно с ним пыталась покончить с собой. Ведь он давно не замечал эту часть в себе, не пользовался ею. И вот, она проявилась именно так, тоже собирающаяся умереть.

Дальнейший сюжет демонстрирует нам, на примере образа Ангел-а, как должен поступать мужчина. Она знакомит его с его же Анимусом, приглашая прочувствовать это, не пытаться всем понравиться, и соврать, чтобы показаться кем-то другим. Надо сказать правду – скажи, надо дать в морду – дай, есть проблема – найди решение. И постоянно поясняя, при этом, что это лишь демонстрация того, что может он, если осмелиться заглянуть вглубь себя, и найти эту часть в себе самом.

Но Андре было сложно все это осознать и усвоить. Хотя, некоторые изменения в нем произошли, но феминная часть так и осталась преобладать, окончательно переложив на Ангел-а мужской функционал. И когда она уже устала от его наивности и безвольности, спровоцировала ситуацию, где под ее защитой он смог формально продемонстрировать свою маскулинность. На этом, она сочла, что ее миссия завершена, и можно возвращаться восвояси.

Но Андре не смог ее отпустить. Различив свой Анимус только в ней, он счел ее образ своей «любовной половиной», без которой дальше не сможет обходиться. Поэтому, уцепился за нее, «обломав ей крылья», и не позволив вернуться на свой путь, и отказавшись от того, что ему было предначертано. Правильно, вдруг в напророченных отношениях ему придется принимать решения и брать на себя ответственность. А с этой женщиной все так легко, просто и безопасно.

Эта метафора, на мой взгляд, очень тонко иллюстрирует формирование пар. Каждый человек, в котором мужское и женское начало находятся в дисбалансе, ищет свою «половину», а точнее отражение своей, давно утраченной части в другом. Такая «любовь» считается классикой зависимых отношений, потому что здоровая автономия невозможна. Происходит слияние, и два человека являются друг для друга жизненно важными половинками, заключая весь свой мир, в эти отношения, которые со временем начинают задыхаться и разрушаются.

Убеждена, что в этом фильме не идет речь о подлинной любви. Здесь прямым текстом режиссер говорит нам, от лица Ангел-а о том, что эти чувства Андре испытывает не к ней, а к самому себе, и лишь полюбив себя, приняв себя целого, он будет способен на здоровые, полноценные отношения с партнершей.

В жизни, когда человек очаровывается, узрев в другом недостающую часть себя, его ждет эйфория на несколько недель, а может и месяцев. Это называется влюбленностью. Она быстро проходит, потому что со временем очарование рассеивается, и наступает разочарование, а именно, более трезвая оценка сущности человека, который... Лишь является самим собой. И тогда, происходит расставание, которое причиняет много боли. Особенно, если к тому моменту крылья уже обломаны, и нужно заново выстраивать свою жизнь.

Демидова Галина Александровна, психолог

Краткий фрагмент из фильма:



_
Премьера: 21 декабря 2005 г. (Франция)
Режиссер: Люк Бессон
Сценарий: Люк Бессон
Кинокомпания: EuropaCorp, TF1