Все статьи

Стадии жизненного цикла семьи по Джей Хейли

08 авг. 2017
3465
Есть несколько классификаций стадий жизненного цикла. Нам расскажут одну из этих классификаций. Эту классификацию предложил Джей Хейли, один из семейных терапевтов. Он выделяет несколько стадий жизненного цикла, каждая из которых характеризуется определенным кризисом.

  • Период ухаживания: Имеется в виду до того момента, когда люди стали жить вместе;
  • Брак без детей: начинается с момента постоянного проживания и заканчивается, когда у пары появляется ребенок;
  • Экспансия: когда появляется один ребенок, второй ребенок - то есть семья расширяется. Эта стадия заканчивается, когда старший ребенок достигает подросткового возраста;
  • Стадия стабилизации: фаза зрелого брака, с того момента как старший ребенок достиг подросткового возраста и до того момента, когда дети начинают покидать дом;
  • Дети постепенно покидают дом;
  • Стадия пустого гнезда: когда дети уехали и родители снова остались вместе, вдвоем;
  • Фаза, в которой один из партнеров остался после смерти другого;

Понятно, что многие семьи проходят все эти стадии жизненного цикла, а другие не проходят и остаются на какой-то из стадий или же перепрыгивают через стадии.
Предполагается, что каждая из стадий имеет свои задачи, нерешение которых ведет к своей проблематике.

Задачи стадий

1. Период ухаживания: Совпадает чаще всего со стадией самоопределения. И задачами этой стадии также в достижении независимости: эмоциональной и финансовой. Потому что если дифференциация от родителей не происходит, то тогда эта задача падает на следующую стадию.

Какие клиенты на этой стадии чаще всего обращаются за консультацией? Когда не могут пожениться или по разным причинам не получаются близкие отношения.

2. Брак без детей: Провести огромное количество переговоров: определить роли, границы. Что они делают вместе, обозначить границы в семье, кто к ним приезжает домой, как часто они посещают родителей. Важно согласовать все эти правила. Довольно часто, молодые люди любят друг друга, но не умеют провести переговоры и любая мелочь вызывает несогласие и конфликт. Еще - решить вопросы, связанные с рождением ребенка.

Если родители не могут по разным причинам завести детей, через сколько лет они начинают брать приемных детей? 10-12 лет.

3. Брак с маленькими детьми: Приспособиться к новой ситуации. И здесь, одна из центральных задач - соблюдение баланса между родительскими и супружескими ролями. Одна из психологических теорий послеродовой депрессии связано с изменением отношения к жизни, если раньше женщина заботилась только о себе, то теперь она должна заботиться еще о ком-то.

Чем может помочь идея про стадии жизненного цикла, когда мы консультируем семьи? Мы можем соотнести трудности в стадии с теми обычными трудностями, которые есть у партнера. Прием заключается в том, что вы пытаетесь перевести стрелку с того, что между ними происходит на задачи этого периода. То есть вы как бы признаете эту ситуацию и ее нормализуете как вполне закономерную ситуацию, свойственную стадии жизненного цикла. И тогда получается, что не кто-то из них виноват, а им нужно договориться и бороться не против друг друга, а против задач жизненного цикла. И эта логика помогает уйти из взаимных обвинений.

Что еще на стадии с маленькими детьми? Часто возникает подстадия этой стадии, когда дети достигают того возраста, когда они могут идти в детский сад и в школу. И это тоже кризисный момент. Потому что встает вопрос о том, должны ли они рожать следующего ребенка или же мама идет на работу. И если детский сад это такой вариант, в который можно отдавать ребенка, а можно и не отдавать, но когда ребенок идет в школу, это момент неизбежной сепарации и он воспринимается как довольно стрессовый. Во многих книгах описан вариант школьной фобии - когда ребенок боится ходить в школу. Есть вариант школьной фобии подросткового возраста - когда ребенок боится одноклассников, с которыми у него не складываются отношения. Часто вариант школьной фобии связан с семейными делами. Например, ребенок боится ходить в школу потому что боится не только за себя, но и за эмоциональное отношение матери, которая может находиться в эмоциональной депрессии. Наиболее типичным ходом в этой ситуации является еще и привлечение папы.

Пример: девочка очень переживает за маму, которая очень несчастна в браке. И часто партнер, которого она выбирает очень ненадежный и с ним очень легко расстаются. В этом браке рождается ребенок, который встает на место этой девочки, а она сама идет строить карьеру. То есть роль добытчика в этой семье на дочери, а бабушка с дедушкой занимаются ребенком. Какая динамика возникает в такой семье? Часто возникает циркулярная последовательность следующего типа: например, у ребенка возникают проблемы в школе. Бабушка не может дисциплинировать ребенка. Возникает некая коалиция бабушки с внучкой, а мама выступает аутсайдером. И бабушка зовет маму. Мама приходит и наказывает ребенка. Бабушка выступает как диспетчер, который то включает, то выключает маму из отношений. Что получает ребенок в ситуации? Большую вседозволенность, но при этом у него нет контакта с мамой. Мама получает возможность строить карьеру, но лишается материнства. Бабушка получает общение, но на нее слишком много всего нагружено.

4. Стабилизация: когда дети достигают подросткового возраста. В чем особенность стадии? Довольно часто эта стадия совпадает с моментом середины жизни. Человек начинает понимать свою смертность. Другая часть стадии середины жизни - болезнь и смерть родителей. Тема сексуальности. Понятно, что поведение инцеста запрещено, но тем не менее, родители могут чувствовать сексуальные чувства по отношению к своим детям. Как неконструктивно эти чувства могут проявляться? Первый тип поведения - борьба. Второй тип поведения - удлинение дистанции. С мамой, когда ребенок достигает половозрелого возраста, возникает тема конкуренции. Мать может воспринимать дочь как конкурентку, особенно если она видит, что у дочки с папой хорошие отношения. Тоже самое - у самцов.

Таким образом, задачи этой стадии - перестройка отношений детей и родителей. Во-вторых - решение экзистенциальных задач. Основная задача - перестройка семейной структуры с тем, чтобы дети имели больше статуса и больше возможностей.

5. Стадия, когда дети покидают дом: Момент сепарации. Родителю нужно перестроить свое отношение к детям, они уже не подростки. В 50-60е годы, были теории возникновения шизофрении. Одна из теории была связана с тем, что дети испытывают трудности сепарации от родителей, заболевают и остаются в семье. Таким образом, находясь в психозе они могут оставаться детьми и не сепарироваться от родителей. Довольно распространены идеи о том, что неуспех детей рассматривается как трудности сепарации от родителей. Ребенку не выгодно уходить. Родителям не выгодно отпускать.

6. Стадия пустого гнезда: Часто, когда дети уходят из семьи, родители снова сближаются.

Пример на стадии пустого гнезда: На консультацию обращается мужчина 45-ти лет, он 12 лет в гражданском браке. У нее был брак, 19 лет девушке. И мужчина обращается в консультацию с темой, он ревнует жену. Хотя он не ревнивый. У него бизнес, а она часто остается на мероприятия. И он начинает все больше и больше ревновать ее к вечеринкам. В ходе генограммы выясняется, что дочка полгода назад стала жить отдельно с молодым человеком. Основная идея состоит в том, что когда дочка ушла, то муж почувствовал что и он жене стал меньше нужен.

Довольно распространенный вариант, когда люди на стадии пустого гнезда находятся в предпенсионном возрасте.

7. Смерть одного из партнеров:
Второй партнер чувствует одиночество и задача этой стадии - сохранение эмоциональной связи с детьми. То есть говорят о том, чтобы происходила сепарация с родителями, чтобы поколения были эмоционально зрелыми, но крайне важно, чтобы не было эмоционального разрыва.

По материалам Черникова А. В.