Все статьи

Психологический тест "Пиктограмма"

09 июл. 2017
14075

Инструкция для проведения теста "Пиктограмма"

  • Я Вам буду зачитывать несколько слов и словосочетаний.
  • Для каждого слова Вы можете нарисовать пиктограмму и поставить порядковый номер
  • Качество не имеет значения
  • Рисунок Вы делаете для себя, чтобы легче было запомнить слова и словосочетания

Тестируемому зачитываются слова. Время на каждую пиктограмму даётся порядка 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь? ", "Как это поможет тебе вспомнить слово? " и т. п.

Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Через некоторое время испытуемому показываются его пиктограммы с просьбой вспомнить слова, которые фиксируются в протоколе. Слова, предлагаемые для запоминания

  • Вкусный ужин
  • Веселый праздник
  • Дружба
  • Теплый ветер
  • Болезнь
  • Богатство
  • Ядовитый вопрос
  • Сомнение
  • Разлука
  • Смелый поступок
  • Развитие
  • Обман
  • Страх
  • Танец
  • Ссора
  • Я

Пример: Заводные рисунки: огонь, крик, танец вылезают на рамки. В MMPI низкая четверка и высокая восьмерка. Это значит, что она пытается обуздать свои не слишком социальные порывы. А острые кончики и углы говорят об агрессивных тенденциях и это очень здорово бывает на экспертизе. Дело в том, что есть, так называемые, стандартные ассоциации, скажем, на дружбу рисуют рукопожатие. Если люди не очень коммуникабельные- они рисуют человека и собаку. Случай гиперсоциальный - земной шар и белые голуби. Рисуют все рукопожатие.

А мы - внимательно смотрим, как нарисованы эти руки. Они могут быть очень зачернены и это значит тревогу. И, наконец, что с пальцами? Иногда эти руки друг до друга не дотягиваются. Иногда, вообще одна рука. А иногда - они как будто бы клещами друг в друга вцепляются. Особенно интересно вытаскивать информацию из самых стандартных ассоциаций. Если руки не дотягиваются - есть потребность, но не получается. Не хватает коммуникативных способностей.

Пример: Есть люди, которые говорят, что у них все в порядке, но на самом деле - не все. Если на «Я» человек рисует грустную сущность - это значит, что у него недостаточно ресурсов, он пытается упорядочить свою жизнь, но не справляется с этим. «Кто обычно внимательно смотрит вокруг? Или психолог или параноик? » Например, дружба большая и она важна, а то, что душа такая большая - это концептуальная ценность. Но она не эмоционально заряжена, так как слабый нажим.

В пиктограмме есть две разновнаправленные тенденции: одна направлена на снижение значимости проблемы: на болезнь можно нарисовать чихающего человека, кровь из руки или надгробие. То есть это либо игнорирование либо драматизация, преувеличение. У шизоидов либо драматизация либо глобальные вещи (вроде знака радиации на «ядовитый вопрос»). Что такое отсутствие базовых потребностей? Если у нас они есть, то мы получаем удовольствие от исполнения базовых потребностей. Если нет - внутренний мир человека скудный и серый. Должны быть витальные базовые потребности: жизнь и желание жить. Характерно для людей сдерживающих свое внутреннее напряжение соматизация и заталкивание агрессии вовнутрь.

Таким людям можно порекомендовать заниматься спортом, физические нагрузки чтобы их агрессия уходила наружу. Когда акцентируют грудь и в рисунках мужчин и в рисунках женщин акцент груди как правило связан с отношениями с матерью. Это может быть мать фаллическая-подавляющая или это мать гиперопекающая и с ней чуть ли не симбиоз. Это мешает отношениям в будущем. Что касается сексуальной сферы, это совсем не обязательно грудь и совсем не обязательно фаллические символы. Когда у нас есть высунутый язык, да еще с которого капает слюна, то это зачастую символ похоти (даже на старинных картинах рисуют высунутый язык и капающую слюну). Язык это такая провокативная вещь (детки дразнятся, проститутки, стоя на углу облизывают губы).

Поэтому, когда у нас в РНЖ или во вкусном ужине появляется высунутый язык (именно человеческий) то это у нас свидетельствует о заинтересованности сферы влечений. А второй знак - огонь. В разных местах пиктограммы. Но он тоже говорит о заинтересованности сферы влечения. «Я» в зеркале достаточно распространенно, но обычно для людей, склонных к самолюбованию. Существует клиника малой психиатрии. И туда входит страсть к поджогу, клептомания, нимфомания. Туда же может относится страсть к азартным играм. В какой-то степени может даже наркомания соседствовать. Очень даже может быть, что человек был наркоманом, стал игроком.

Сильные напряги в сексуальной сфере начинают заедаться. То есть самые разные моменты нарушения сферы влечения могут таким образом проявляться. Сублимация - хорошая защита для людей с хорошей энергетикой и творческими способностями. Тараканы, пауки они называются так называемыми хтоническими животными (греческая мифология). И на самом деле, это часто символика, связанная со смертью, с какими-то глубинами. Страх можно перенаправить в интерес. Интерес шизоида, его познавательная активность и любознательность коренится в необходимости сориентироваться, ответить себе на вопрос, как все устроено чтобы не чувствовать страха одиночества. Это нормально. Просто это индивидуальная стратегия компенсаций и защит. Для одних людей страхи в семье становятся капканом, которые тормозят их развитие, а для других - трамплином и они, отталкиваясь от этих проблем идут вверх и вперед. Если личность истерическая - то рисуется на танец одна балерина. Если человек заинтересован в партнерских отношениях, то как правило рисуется на танец пара. Если рисуется хоровод, то это свидетельство того, что человек прикрывает свое одиночество.

Обработка и анализ пиктограмм

При обработке пиктограмм первоначально подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа:”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично? ”У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение). В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций.

Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания. Несмотря на разнообразие рисунков, рисунки, сделанные здоровыми, нормально развитыми детьми, как правило можно “прочитать “ даже не зная предложенных для запоминания слов. У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник). При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение. Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т. Е. У старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена. При анализе следует учитывать факторы: абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность. АбстрактностьФактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения. Далее по степени абстракции идут:

  • Атрибутивные рисунки (малая степень) - рисунок выбирается по принципу принадлежности (атрибутивности, атрибут). Так на понятие “веселый праздник” изображают: рюмку, карнавальную маску и т. П.
  • Метафорические - связь понятия с рисунком носит метафорический характер. Например: зачеркнутые часы на понятие “счастье” с объяснением “счастливые часов не наблюдают”.
  • Геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики: направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера. Индивидуальная значимостьВ этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях. Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы. Для первых характерно изображение самого школьника, сцен с его участием, реже - изображение других конкретных лиц. Пример: нарисован человек на слово “обман”. Объяснение:”это врач, обещавший меня выписать и не сдержавший обещание”. Для вторых - характерно изображение объектов “стимулирующих” воспоминание конкретных ситуаций из личного опыта. Например: альпинист рисует горы на понятие “счастье”, объясняя это тем, что “чувство счастья возникает у меня обычно в горах”. Частоты выбора

Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий:

  • Стандартные - встречаются чаще чем в 20 из 100 протоколах,
  • Оригинальные - встречаются реже чем в 2-х протоколах из 100,
  • Повторяющиеся - занимают промежуточное положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности

Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения. К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”. На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы. Вторым показателем является качество и структура индивидуально значимых образов. Переонифицированные образы говорят о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Индивидуально значимые образы - стимулы - отражают эгоцентризм, демонстративность. Третий показатель - количество адекватных образов, отражает четкость и реалистичность пиктограмм, построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых людей. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов, говорящем о конкретности мышления. У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов.

Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом. Количество изображений человеческих фигур - показатель стереотипизированных ассоциаций. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии, либо “атипичность” стереотипии. В последнем случае стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипически мелких деталей человеческой фигуры, архитектурных сооружений и т. П.

Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им. Бехтерева, является патологическим феноменом.

  • Если человек планирует, то размещает все на одном листе.
  • Если очень педантичный, то разлиновывает лист, чтобы в каждую клеточку все поместить
  • Если человек без рамок, то пиктограммы на многих листах.
  • Центробежные линии (изнутри наружу) - это свободное выражение эмоций (может быть раздражение, восторги) - солнечные лучи, волосы дыбом, волосы на ветру... - выйти за свои границы, тенденция к расширению, проявлению...
  • Если нажим сильный и много страниц - либо гипертим, импульсивен, не привык себя сдерживать, либо (если в патологии) - гипоманиакал, тревожный и т. П.
  • Когда нажим меняется - то один, то другой, то эмоциональная неустойчивость
  • Когда листок сложен пополам, это характерно для экономии, когда ресурсов не было, экономить на себе, чтобы больше отдать хочет другим.
  • Большие рисунки, много страниц - высокая самооценка.
  • Зачернение - местами идет зачернение (помещаем листок далеко и смотрим издалека) - повышенная тревожность, напряжение (он аккумулирует тревогу в пальцах). В особых случаях пациенты даже рвут от напряжения бумагу.
  • Графика. Характер линий. Острые линии (зубы, ножи, вилки, забор... ) - агрессивность. Возможно человек сам не осознает это
  • Если рисуют бензопилу (на вопрос «Дружба»), это не очень здорово - уход от содержания ассоциации в формальный «стеб». Может говорить об эмоциональных проблемах (дружба, разлука, сомнения... )
  • Пустые фигуры (есть контур, а внутри ни чем не заполнены) - шизоидность.
  • Нарушение мышления - сгущение - совмещение несовмещаемого.
  • Пустые глаза - это вытеснение тревоги, ее отрицание.
  • Острые кончики и углы говорят об агрессивных тенденциях.
  • Бывают пиктограммы, где есть черные точки. Когда человек рисует с сильным нажимом точку, как будто бы вся его энергия аккумулируется в этой точке (это может быть фиксация на слове «ядовитый вопрос» и может быть совершенно случайно на словосочетании «веселый праздник»). Если без конкретной связи - это может быть тенденция фиксироваться на определенных связях. И если это идея отношения и мы видим везде зачерненные глазки, то это будет паранояльность в плане отношений (тревожная мнительность, настороженность).
  • Налезание рисунков друг на друга говорит о слабом контроле. Когда человек контролирует себя, у него рисунки друг на друга не налезают. Характерно для людей сдерживающих свое внутреннее напряжение соматизация и заталкивание агрессии вовнутрь. Таким людям можно порекомендовать заниматься спортом, физические нагрузки чтобы их агрессия уходила наружу.
  • Когда акцентируют грудь и в рисунках мужчин и в рисунках женщин акцент груди как правило связан с отношениями с матерью. Это может быть мать фаллическая-подавляющая или это мать гиперопекающая и с ней чуть ли не симбиоз. Это мешает отношениям в будущем.
  • Что касается сексуальной сферы, это совсем не обязательно грудь и совсем не обязательно фаллические символы. Когда у нас есть высунутый язык, да еще с которого капает слюна, то это зачастую символ похоти (даже на старинных картинах рисуют высунутый язык и капающую слюну). Язык это такая провокативная вещь (детки дразнятся, проститутки, стоя на углу облизывают губы). Поэтому, когда у нас в РНЖ или во вкусном ужине появляется высунутый язык (именно человеческий), то это у нас свидетельствует о заинтересованности сферы влечений. А второй знак - огонь. В разных местах пиктограммы. Но он тоже говорит о заинтересованности сферы влечения.

Стандартные ассоциации

Если на одно понятие несколько пиктограмм (рисунков) - либо тенденция к застреванию (эпилептоид, много разных подробностей) либо склонен к перестраховке (когда человек неуверен в себе, психостеник, много поясняющих деталей и подробностей). Как в речи отличить эпилептоида от психоастеника: Элиптоид говорит монотонно, трудно прервать, ему все равно, что Вы о нем думаете.

Астеник будет немного сбивчив, голос совсем другой и все время следит за Вашей реакции, а эпилептоиду пофигу. Обращать внимание на размер рисунка (если выделяется среди других) - значит волнует это. Костер, огонь - заинтересованность в сфере влечений.

  • Вкусный ужин - еда. Истероид нарисует вкусное и красиво оформленное. Эпилептоид - озаботиться тем, чтобы это было весомый и аппетитный кусок (шашлык, покушать вполне себе). Шизоиды рисуют кружочек (ты думаешь тарелку, а это символ сытости). Психастеник - кусочек хлебушка, самоограничение, совсем немного
  • Веселый праздник
  • Дружба. Стандартно - человечка рисует. Рукопожатие -. Особенности графики будут информативнее. Спросить - с кем ты себя идентифицируешь (с рукой поменьше или побольше - стремится ли тебя опекать, лидер ли он). Истероид - рисует ногти на руках (при рукопожатии). Когтища - ого-го - какая нафиг дружба. На дружбу рисуют рукопожатие. Если люди не очень коммуникабельные - они рисуют человека и собаку. Случай гиперсоциальный - земной шар и белые голуби. Рисуют все рукопожатие. А мы - внимательно смотрим, как нарисованы эти руки. Они могут быть очень зачернены и это означает тревогу. И, наконец, что с пальцами? Иногда эти руки друг до друга не дотягиваются. Иногда, вообще одна рука. А иногда - они как будто бы клещами друг в друга вцепляются. Особенно интересно вытаскивать информацию из самых стандартных ассоциаций. Если руки не дотягиваются - есть потребность, но не получается. Не хватает коммуникативных способностей.
  • Теплый ветер
  • Болезнь. Кровать (важно посмотреть какая кровать - может быть неудобная - человек не склонен болеть), а иногда, кровать красивая - симуляция), градусник, таблеточки - это стандарт. Скорая помощь, капельница, могильная плита - смотрим, из-за чего это получается (сам что-то болел) или его природное заболевание (страх перед болезнью). Иногда супертревожность
  • Богатство. Чаще всего сундук. У истероидов - сундук открыт, все блестит, золото через край. Эпилептоид - закрыт и часто с большим замком, либо туго перевязан мешок. Зачерненный пояс - контроль над сферой влечений и череп в руках может быть. Жадность - перевязанный мешок и акцентированный замок (стремление сохранить свое имущество). Книжку, компьютер - нарисует шизоид.
  • Ядовитый вопрос. Змеи, бутылочки с ядом.
  • Сомнение.
  • Разлука. Эмоционально насыщенные вещи: разбитое сердце, телефон, письмо, поезд уходящий, двое расстающихся людей. Хуже - разрубленная цепь, разорванное что-то еще...
  • Смелый поступок
  • Развитие. У кого чего болит, тот и рисует это. Лестница вверх - карьерный рост.
  • Обман. Часто рисуют карту, наперстки, цыган (кто настороженно относится - могут тревожные, а могут инфантильные)
  • Страх.
  • Танец. Если личность истерическая - то рисуется на танец одна балерина. Если человек заинтересован в партнерских отношениях, то как правило рисуется на танец пара. Если рисуется хоровод, то это свидетельство того, что человек прикрывает свое одиночество.
  • Ссора
  • «Я» в зеркале достаточно распространено, но обычно для людей, склонных к самолюбованию. Есть люди, которые говорят, что у них все в порядке, но на самом деле - не все. Если на «Я» человек рисует грустную сущность - это значит, что у него недостаточно ресурсов, он пытается упорядочить свою жизнь, но не справляется с этим.

Если у человека сильная внутренняя установка, что он всегда следует инструкциям, то он не забудется и не будет вписывать буквы. И это коррелирует с тем, что мы имеем дело не с очень законопослушным человеком и склонным в этом смысле требовательно к себе относиться и все делать тщательно и правильно. Как правило, если мы исследуем любую гипотезу, всегда требование такое: должно быть не меньше трех показателей для того, чтобы мы начали формировать ту или иную гипотезу.

Человек не воспроизводит ожидания извне, а ориентируется на внутренние факторы, в большой степени игнорируя внешнюю среду. И это значит, что этот человек, например, на работе, поставит ему начальник задачу, а он будет ее выполнять в меру своего понимания и представления и очень будет возмущаться, если на него будут нарекания, не видя внутреннего смысла к тому, что ему предъявляется. Очень много можно сказать из-за того, что человек склонен игнорировать и не замечать требования. И это может быть и у эгоцентричного истероида, который в этом смысле гораздо больше себя ценит и любит и у шизоида, который игнорирует внешний мир. Ассоциальность как таковая, если нарочно вписывают, чтобы обмануть. РамочкиЕсть вариант, когда испытуемый рисует рамочки заранее. Это обычно люди, которые с трудом способны отступить от проверенных алгоритмов, даже видя, что эти алгоритмы не оптимальны в данной ситуации, они все равно их используют.

Это ригидность, перфекционизм, - несколько факторов. Пример: Заводные рисунки: огонь, крик, танец вылезают за рамки. В MMPI низкая четверка и высокая восьмерка. Это значит, что она пытается обуздать свои не слишком социальные порывы.

Размеры рисунков

То, что одни рисунки больше, а другие меньше - говорит об эмоциональной неустойчивости. Она человек настроения. И у нее могут эмоциональные привязанности окрашиваться то в один, то в другой цвет и значимость тех или иных вещей может меняться в зависимости от эмоциональной составляющей. Например, дружба большая и она важна, а то, что душа такая большая - это концептуальная ценность. Но она не эмоционально заряжена, так как слабый нажим. В пиктограмме есть две разнонаправленные тенденции: одна направлена на снижение значимости проблемы: на болезнь можно нарисовать чихающего человека, кровь из руки или надгробие.

То есть это либо игнорирование либо драматизация, преувеличение. У шизоидов либо драматизация либо глобальные вещи (вроде знака радиации на «ядовитый вопрос»). Когда на рисунке все сыпется, имеется в виду еще и другое: пограничное развитие личности. Тараканы, пауки они называются так называемыми хтоническими животными (греческая мифология). И на самом деле, это часто символика, связанная со смертью, с какими-то глубинами.

Страх можно перенаправить в интерес. Интерес шизоида, его познавательная активность и любознательность коренится в необходимости сориентироваться, ответить себе на вопрос, как все устроено чтобы не чувствовать страха одиночества. Это нормально. Просто это индивидуальная стратегия компенсаций и защит. Для одних людей страхи в семье становятся капканом, которые тормозят их развитие, а для других - трамплином и они, отталкиваясь от этих проблем идут вверх и вперед.