Все статьи

Чувства и эмоции в свете буддистского учения и с точки зрения эволюции

09 апр. 2018
856
Во второй части лекции я собираюсь рассмотреть наши чувства и эмоции в двух ракурсах - свете буддистского учения и с точки зрения эволюции. Иными словами, я пытаюсь выбрать позицию, позволяющую разобраться почему наши чувства обладают теми или иными качествами. Почему эволюции создал их такими. И тут я определённо забегаю вперёд, касаясь предмета, который мы рассмотрим позднее. Сейчас мы начнём с того, что рассмотрим некоторые практические результаты медитации, а также приступим к рассмотрению более обширный темы, требующий нашего внимания.

Итак, несколько месяцев назад я был в Вене, в Австрии на большой конференции по межконфессиональному диалогу. Там присутствовали люди всех вероисповедания, и среди прочих буддистская монахиня по имени Йифа из Тайваня. Довольно известная буддистская монахиня и автор книг о буддизме. Мне удалось поговорить с ней. Разговор зашёл о медитации. Я попросил разрешения записать её на видео. Поскольку знал заранее, что буду преподавать этот курс. И я предположил, что мне захочется поделиться с вами её идеями.
И она согласилась. Поэтому я достал свой сотовый телефон и нажал кнопку записи. Я спросила её: Каким образом медитация меняет представление о собственных чувствах?

И вот что она ответила: когда вы злитесь или, скажем, испытываете какое-то сильное чувство, то воспринимаете это чувство как реальное. Но когда вы медитируете или созерцаете ощущения – гнева, страха, повышенной тревожности, Вы обнаружите интересную вещь: они нереальны, не действительны. И это может помочь вам увидеть природу страха или, скажем, тревоги или других эмоций. И вы обнаружите, что они различаются. Будто вы наблюдаете за всем этим внутренним медитативным взором, как бы изнутри.

Что-то вроде анализа: ага, вот он — так называемый гнев. Вы убеждаетесь, что это похоже на просмотр фильма. Фильм – это, скажем так, кадр за кадром в движении. И это движение вы принимаете за реальность. Но если вы рассматриваете каждый кадр по отдельности, то видите: в этом нет ничего реального. Что же, было бы весьма удобно просто убедить себя в том, что некоторые из самых мучительных и неприятных чувств нереальны, и тем самым освободить себя от них. И это приводит к вопросу: что имеют ввиду, когда говорят что чувства настоящие? В конце концов, разве чувства не определяются как то, что мы ощущаем до тех пор пока мы существуем, пока переживаем его? Разве оно не реально? Что ж, это хороший, но сложный вопрос, и он настолько сложный, что я его пожалуй оставлю пока. Только на время, и обещаю, что вернусь к нему позже.

В данный момент я могу сказать, что с одной стороны в центральном учение буддизма нигде не утверждается что чувства не реальны. С другой стороны, я думаю есть много буддистов, практикующих медитации, которые отчётливо понимает о чем говорила Йифа. И часть буддистского мировоззрения совершенно определённо состоит в том, что наши чувства – не самый надёжный советчик в жизни, в определённом смысле. На них нельзя полностью полагаться. Согласны? И медитация - это техника, которая, помимо прочего, позволяет взглянуть на свои чувства со стороны, не давая им ввести себя в заблуждение. Причина, по которой важна надёжность чувств это то, что они влияют на наше восприятие и ваши мысли. И это становится очевидным через медитации.

Когда во время медитации вы наблюдаете за своим разумом, вы понимаете, что это происходит путём, более трудно уловимым, чем вы думали раньше. Такого рода влияние чувств на восприятие и мысли – ещё одна вещь, которой психологи в последнее время уделяют все больше внимания. И на самом деле, есть один очень интересный эксперимент, у котором я бы хотел рассказать.

Что вы видите на картинке?

Это белка или голова крокодила? Если это белка, то вы видите на картинку вот эту часть как глаза, а вот эту как хвост, а вот здесь лапки. А если вы видите голову крокодила, торчащую из воды, то вот глаза, а вот морда, и страшные зубы. Тоже самое и здесь. Это верёвка или змея? Это нож для мяса или кастрюля? Вы знаете, большинство людей, когда видит эти изображения, они делают поспешные выводы. Но вызывает интерес то, что недавно обнаружили исследователи. Они показали эти три изображения людям всего на 1 секунду и спросили их о том, что они видели. Но сначала они подвергли этих людей воздействую одного из трёх разных состояний. Или давали послушать весёлую музыку, или не давали слушать музыку, или давали слушать страшную музыку. И после этого спрашивали, что они видели? Как выяснилось, эффект от весёлый музыки был примерно таким же, как если бы они вообще ничего не слушали. Но если вы взглянете на эти графики, то поймёте что пугающая музыка произвела определённый эффект.

В случае с змеей, примерно 30 % людей, не слушавших музыку, увидели змею вместо свёрнутой верёвки. Но примерно 70 % человек, которые слушали пугающую музыку, решили, что это змея. Теперь если вы спросите, почему мозг устроен именно так, что наши чувства могут влиять таким образом на наше восприятие, это некоторым образом может помочь немного выйти из выдуманных лабораторных условий.

Представим себе вполне жизненную ситуацию. Вообразим, что вы собираетесь пойти на прогулку в местности, где водятся гремучие змеи, и на самом деле вы даже слышали, что пару недель назад кого-то укусила змея и он умер. Именно это поменяет весь ваш образ мыслей. Когда вы отправитесь, вы как минимум будете немного напуганы, и именно это повлияет на ваше внимание. Греческий драматург, Софокл, сказал, что человеку, который напуган, повсюду слышится шорах. И ведь действительно, вы будете очень внимательны к любому шороху. Если вы услышите его и опустите взгляд на землю, чтобы посмотреть, что происходит – и давайте представим что на самом деле это просто ящерица, пробегающая мимо вас по тропинке, велика вероятность того, что на мгновение вы поверите, что это змея. Или если там на самом деле будет моток верёвки, как в том эксперименте, вы, вероятно, тоже увидите в нём змею. Ну, с точки зрения естественного отбора это действительно имеет смысл. Этот обман зрения на самом деле имеет резон, потому что знаете ли береженого бог бережет. Даже если вы избежите в 99 случаях из 100 и это будет не змея, тем не менее, это будет тот же самый страх, который заставил вас увидеть змею, который там нет, чтобы убедиться в том, что вы ушли с дороги – на тот случай, когда там действительно будет змея – и тогда все эти 99 бессмысленных прыжков приобретут смысл. С точки зрения естественного отбора. Хорошо. Это напоминание о том, что естественный отбор создает живых существ с единственной целью. Это цель состоит в том, что бы передать свои гены следующему поколению. Генетические особенности, благоприятствующие передачи генов следующему поколению и сохраняющиеся достаточно долго для того, чтобы обеспечить эту передачу, поддерживается естественным отбором.

Можно сказать, что естественному отбору не особенно важно действительно ли наше восприятие объективно отражает мир. Если это действительно так то иллюзорная восприятие, реальная иллюзия, поможет нам выжить или поможет нам передать свои гены, то подобные тенденции будут закреплены естественным отбором. Наш мозг создан не для того, чтобы непосредственно воспринимать истину. К вышесказанному мне бы хотелось добавить несколько пояснений. Во-первых, где бы я не говорил, что естественный отбор конструирует мозг или организмы, слово «конструирует» должно быть заключено в кавычки. Это метафора. Естественный отбор, разумеется, не обладает сознанием. Он создает живые существа, выглядящие так, будто они были созданы сознательным творцом. С одной целью передать свои гены потомкам. Ещё хотелось бы добавить, что довольно часто в наших же интересах, даже с учётом естественного отбора, видеть все так, как оно есть. Если вы спросите, почему я не пойду и не врежусь с разбега стену? Я отвечу, что я прекрасно вижу, где стена, и что я испытываю здоровое нежелание сталкиваться со стенами. И если вы спросите, почему, когда я выйду из здания, меня не собьет машина, я отвечу, что я же слышу подъезжающие машины. Я слежу за ними. Даже тут кроется заблуждение. Оказывается, что когда люди слышат звуки, возможно пугающая звуки, на самом деле они переоценивают угрозу. Так уж мы устроены. Как и наши далёкие предки. И выглядит это как результат естественного отбора. Опять таки, в этом есть смысл. Тот же принцип: береженого бог бережет.

Итак. Цель всего этого – всего лишь провести одну простую параллель. Буддисты говорят, что мы должны скептически относиться к нашим чувствам. Они не обязательно надёжные советчики в реальной жизни, и мы должны скептически относиться к мыслям и ощущениям, которые рождаются нашими чувствами. Эволюционная психология также говорит о том, что определённый уровень скептицизма должен присутствовать. Потому, что похоже мы не созданы для того, чтобы видеть всё как есть. И в определённых случаях, наше сознание на самом деле создано чтобы видеть то чего нет. Все это может показаться не имеющим особо большого значения. Я имею в виду, как часто на самом деле вы путешествуете там, где водятся гремучие змеи? Ну иногда ставки растут. Психологи обнаружили, что показав людям фильм ужасов, в данном случае речь идёт о «Молчание ягнят» или одной из его частей, и затем показав им изображения людей из другой этнической группы, испытуемые чаще видели злые и агрессивные выражения на лицах изображенных людей, чем те, кому фильм не демонстрировался. И снова, как с иллюзией змеи, вы можете представить как это полезно. Возможно, вы живёте в неспокойном районе, и вам кажется, что возможно вам стоит перебраться отсюда, что в свою очередь вызывает страх, страх делает вас гипербдительным. И возможно даже заставит вас представить угрожающие образы, которых нет, но этот страх заставит вас задуматься переехать в безопасное место. Может быть и так. Но в то же время, помня об этом, политики манипулируют эмоциями людей, когда хотят развязать войну, потому, что манипулируя эмоциями людей ты можешь поменять их восприятие. На такие вещи стоит обращать внимания. И действительно стоит выяснить досконально, каковы различия между чувствами, и мышления, и восприятия, и как они все вместе могут искажать наше видение мира. И в том, чтобы определить это, во многом и заключается смысл данного курса. Теперь, в следующем сегменте давайте вернёмся к началу и рассмотрим некоторые основы буддистского учения. В частности, идеи Будды касательно человеческих страданий.