Все статьи

Стыд вместо ремешка. Воспитание в Японии

18 дек. 2018
857

Икудзи, амаэ, стыд, метод угрозы отчуждения, майго

Когда я узнала, что воспитание в Японии зиждется на стыде, моему возмущению не было предела. Эта информация была рычагом, активировавшим все мои воспоминания о пагубности такого подхода. Я сразу же начала изучать этот вопрос, и сделала любопытные открытия, сделавшие понятным «странность» современной японской культуры.

Итак, по-порядку. Возможно вы слышали об особой японской модели воспитания — Икудзи: ребёнок от рождения и до 5 лет — «небожитель», от 5 до 15 — «раб», с 15 лет — «равный».

Если с 5 до 15 лет ребёнок становился активным участником общины, в нём формируется групповое самосознание и социальная ответственность, после 15 лет это уже полноценный гражданин, так что же там происходит до 5 лет? Как в этом возрасте закладывается необходимый фундамент для того, чтобы затем человек стал таким выдержанным и трудолюбивым? Ну не укладывалось у меня в голове, как это может произойти с тем, кто до 5 лет якобы никак и не воспитывается, не имеет ограничений. Попытаемся разобраться и остановимся на периоде «небожительства» подробнее.

Ранее меня восхищали принятие и любовь к детям у израильтян, однако, увиденное в Японии в детских садах и парках, меня просто потрясло. Ни криков, ни ругани, ни шлепков!

Радостные мама и папа непрерывно ловят в кадр весёлое лицо драгоценного чада. Однако участие отца в воспитании на этом заканчивается — вся ответственность за маленького «императора» ложится на плечи матери! А ещё никаких бабушек, дедушек и нянь! В Японии считается, что пара рожает детей только для себя и никто участвовать в воспитании не обязан.

Помимо этого, ребёнок и мама в первые 5 лет жизни — одно целое.

В Японии маму называют «амаэ», и тут не всё так просто. Слово это не имеет эквивалентов в русском языке и значит примерно следующее: "потребность в зависимости". Характерно амаэ не только для матери и ребёнка, но и для любых других отношений, в которых присутствует незрелость. Самым близким значением мог бы быть перевод «зависимость от благожелательности других».

Именно в Японии наиболее развито производство таких вспомогательных средств как: слинги, кенгуру, куртки, плащи и пальто с карманами для младенцев — и это неспроста! Малыши активно участвуют в повседневной жизни мамы: встречи с подругами в кафе, парикмахерская, фитнес, покупки, различные клубы по интересам, поездки на велосипедах, мотороллерах и т. д. Детёныша в слинг — и давай мыть посуду, пылесосить, готовить. Он не мешает — видит, что делом занята, и сам становится участником всех процессов.

Помимо прочего в Японии перед родителями не встаёт мучительный выбор — спать в одной кровати с ребёнком или нет, ответ однозначен — да! Ребятишки могут спать под крылом мамы лет эдак до восьми и дольше.

Икудзи является не только методом воспитания, а ещё и философией, закладывающей в сознание малыша основы социальной ответственности. Система такого воспитания берёт своё начало в сельской общине, где плотность заселения была чрезвычайно плотной, так же как и в современных мегаполисах Японии, и очень важно было и есть научить маленького человека уважать других, не мешать им, учитывать, в первую очередь, интересы других.

Метод угрозы отчуждения. Основным инструментом-ограничителем является стыд: «Что о тебе подумают другие», «мне стыдно за твоё поведение». Стыд этот порождает страх отрыва от группы, от общества: «Поступай так, чтобы не было стыдно тебе, а значит твоему народу! » (Шабаева М. В. Понятие «стыда» в японской культуре // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 483-486).

В Японии мамы призывают к чувствам малыша, наделяя таковыми даже неодушевлённые предметы: «Не бей куколку, ей же больно», «Не стучи по стульчику, он обидится». Результатом такого подхода является понимание чувств друг друга без слов — это особенность японской культуры общения.

Подражание родителям — важнейший способ обучению коммуникациям. С детьми разговаривают спокойно и ласково. Так в японцах воспитывают самообладание и уважения к другим людям.

Плотный график японских детей впечатляет — всё расписано по минутам! Маленькие японцы посещают по несколько кружков, где изучают иностранный язык, пение, рисуют и занимаются в различных секциях. К четырём годам каждый малыш обязательно умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте!

А потом. Малыш задувает на праздничном торте пять свечей и прощай детство. Окружающие начинают требовать от ребёнка неукоснительной дисциплины, функции воспитателей переходят ребятишкам, мама провожает первоклассника не далее чем до порога дома. Дети попадают в специфическую систему, где инакомыслие не приветствуется, где можно легко попасть в опалу, если ты чем-то отличаешься. Инфантилизация молодежи, агрессивность в адрес родителей, высокий уровень самоубийств среди школьников осознаётся Японией, критика современной педагогический системы широко освещается в печати.

Есть много чего любопытного в жизни японцев (особенности маркетинга и отношения к работе, такое явление как «паразит-одиночка» и пустые колыбели) и в их подходе к воспитанию детей — не хватит статьи, чтобы передать все особенности и тонкости этой культуры, такой богатой, такой другой.

Будем ли мы у них что-нибудь заимствовать, учитывая наши отечественные реалии? Возможно, если что-то отозвалось в сердце.

Психолог-консультант проекта NRSY Юлия Богородицкая